Мунк — (Munk) Анджей (1921-61) — польский кинорежиссер. Фильмы: «Человек нарельсах» (1957), «Eroica» (1958), «Косоглазое счастье» (1959, в сов.прокате «Шесть превращений Яна Пищика»), «Пассажирка» (закончен В.Лесевичем, 1964).
(Munk) Кай (1898-1944) — датский драматург. Историческая драма»Идеалист» (1928). Антифашистские пьесы «Он сидит у тигля» (1938) и «НильсЭббесен» (ист., 1942), стихи и проповеди. Убит немецкими фашистами.
(Munch) Петер Андреас (1810-63) — норвежский историк, иностранныйчлен-корреспондент Петербургской АН (1857). Основной труд — «Историянорвежского народа» (до 1397).
Эдвард (1863-1944) — норвежский живописец и график. Характерные дляпоэтики символизма и экспрессионизма мотивы одиночества, тревоги, смерти,острая выразительность образов получают у Мунка трагическое звучание(«Крик», 1893).
Источник: Энциклопедический словарь.
Мунк — финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.. баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович М. (1795—1865) был ген. от инфантерии и вице-канцлером Александровского университета. Род М. внесен в матрикул дворянства вел. княжества финляндского.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.
Мунк (Munk)
Анджей (16.10.1921, Краков, — 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы: «Направление — Новая Гута»
(1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957),
«Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате — «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях. ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.
Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945-1965, М., 1966. Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967. Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.).
Мунк (Munk)
Кай (13.1.1898, Марибо, — 4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Силькеборга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологического факультета Копенгагенского университета (1924) М. — приходский священник в Западной Ютландии. Литературную деятельность начал в 20-х гг. Первое значительное произведение — драма
«Идеалист» (опубликовано 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме «Слово» (1925) М. утверждает силу религиозной веры. В произведениях 30-х гг. отразилось увлечение М. идеей «сильной личности»,
приведшее его к проповеди политической диктатуры (драмы «Гамлет», 1934, «Победа», 1936, «Диктаторша», 1938). однако в драме «Он сидит у плавильного тигля» (1938) М. осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот: сборники стихов
«Клянитесь, юноши!» (1941), «Юный Север» (1942), сборники статей «На реках Вавилонских» (1941), «Мечом слова» (1942), национально-историческая драма «Нильс Эббесен» (1942). Стихи и проповеди М., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами.
Соч.: Mindeudgave, [bd 1-9], Kbh. 1948-49.
Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918-1952, М., 1963. Larsen J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941. Brix Н., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946: Marcussen O., Kaj Munks b∅.ger. Enbibliografi, Kbh., 1945.
И. П. Куприянова.
Мунк (Munch)
Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло), — 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Профессор университета в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Государственного архива. Основной труд — «История норвежского народа» (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в научный оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции средневековой норвежской истории М. положил борьбу между
«родовой аристократией» и королевской властью. Идеолог радикальных кругов норвежской буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии.
Соч.: Det norske folks historie, del 1-4, [bd 1-6], Christiania, 1852-59.
Мунк (Munch)
Эдвард (12.12.1863, Лётен, — 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В конце 1880-х — 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние Постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера, а также Ю. А. Стриндберга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество М. с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля
«Модерн» («Сестра художника», 1892. «Комната умирающего», 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение Экспрессионизма
(«Крик», 1893. «Танец жизни», 1899. «Девушки на мосту», см. илл.. все названные произведения — в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х-1910-х гг. входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл «Фриз жизни».
Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]. Benesch О., Е. Munch, Kцln, 1960. Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963. Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]: Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197-].
Т. И. Володина.
Э. Мунк. «Крик». 1893. Национальная галерея. Осло.
Э. Мунк. «Девушки на мосту». Около 1901. Национальная галерея. Осло.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.