Монофели́тство (от греч. μόνος — один, единственный + θέλημα — воля) — теперь не имеющая приверженцев, но ранее исторически существовавшая экклезиологическая и христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа. Согласно монофелитству, Христос волит и как Бог, и как человек своей единой волей. Монофелиты были сторонниками цезарепапизма.
Учение о единоволии Бога, ставшего человеком, обосновывается тем, что если у Христа две воли, то они должны быть противоположно направлены, что приводит к разделению Иисуса Христа. В то же время православные утверждают, что воля есть атрибут природы, а не личности, и человеческая воля Иисуса Христа свободно подчиняется воле божественной, но не уничтожается ею. Представление о монофелистве доступно излагается в адресованном императору Византии Мануилу Комнину "Изложении веры Армянской Церкви" святого Нерсеса Шнорали:
Доктрина была сформулирована в VII веке патриархом Константинопольским Сергием с подачи папы Римского Гонория, вследствие поиска императором Ираклием церковного единства между халкидонитами и нехалкидонитами (диофизитами и миафизитами) в Византии. Исповедание диофизитами единой воли Богочеловека было в представлении монофелитов достаточным условием для устранения с халкидонизма подозрений в двусубъектности его христологии. Таким образом, появлялась возможность уже у миафизитов если не для признания Халкидонского собора, то для отказа от анафемы диофизитству.
Уния на основании единого монофелитского исповедания помогла императору Ираклию объединить не только халкидонитов и часть миафизитов, но и привлечь к единству с церковью Римской империи «несторианскую» церковь Персии. С принятием диофелитского учения на VI Вселенском соборе в церквах халкидонской традиции монофелитство было объявлено ересью. В несторианских и миафизитских церквах единство воли Христа (миафелитство) исповедуется как православная, естественная и неотъемлемая составляющая несторианской и миафизитской христологии.
Учение о единоволии Бога, ставшего человеком, обосновывается тем, что если у Христа две воли, то они должны быть противоположно направлены, что приводит к разделению Иисуса Христа. В то же время православные утверждают, что воля есть атрибут природы, а не личности, и человеческая воля Иисуса Христа свободно подчиняется воле божественной, но не уничтожается ею. Представление о монофелистве доступно излагается в адресованном императору Византии Мануилу Комнину "Изложении веры Армянской Церкви" святого Нерсеса Шнорали:
Доктрина была сформулирована в VII веке патриархом Константинопольским Сергием с подачи папы Римского Гонория, вследствие поиска императором Ираклием церковного единства между халкидонитами и нехалкидонитами (диофизитами и миафизитами) в Византии. Исповедание диофизитами единой воли Богочеловека было в представлении монофелитов достаточным условием для устранения с халкидонизма подозрений в двусубъектности его христологии. Таким образом, появлялась возможность уже у миафизитов если не для признания Халкидонского собора, то для отказа от анафемы диофизитству.
Уния на основании единого монофелитского исповедания помогла императору Ираклию объединить не только халкидонитов и часть миафизитов, но и привлечь к единству с церковью Римской империи «несторианскую» церковь Персии. С принятием диофелитского учения на VI Вселенском соборе в церквах халкидонской традиции монофелитство было объявлено ересью. В несторианских и миафизитских церквах единство воли Христа (миафелитство) исповедуется как православная, естественная и неотъемлемая составляющая несторианской и миафизитской христологии.
Источник: Wipedia.org
монофелитство
1. религ. религиозно-богословское течение в христианстве, сложившееся в VII веке, согласно которому Христос имеет две природы — божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию
Источник: Wiktionary.org