Вы здесь

Значение слова "Маковский"

Маковский — Владимир Егорович (1846-1920) — российскийживописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченныесценки городского быта («Объяснение», 1889-91), полотна насоциально-критические темы («Крах банка», 1881), образы революционнойинтеллигенции («Вечеринка», 1875-97).


(Makowski) Тадеуш (1882-1932) — польский живописец. В жанровыхкартинах, посвященных жизни городской бедноты, детским играм, отмеченныхлиризмом и человечностью, использовал отдельные приемы кубизма ипримитивизма («Дети и фонарики», ок. 1928, «Сапожник», 1930).
Сергей Константинович (1877-1962) — русский художественныйкритик, поэт, издатель. Сын К. Е. Маковского. В искусствоведческих работахотрицал мертвенность академизма и ультрановаторские течения авангардизма(«Страницы художественной критики», кн. 1-3, 1906-13. «Силуэты русскиххудожников», 1922). Поэтические сборники: «Вечер» (1941), «Год в усадьбе»(1949), «Круг и тени» (1951) и др. Мемуарные книги «Портретысовременников» (1955), «На Парнасе «Серебряного века» (1962). В 1909-17редактор журнала «Аполлон». С 1920 в эмиграции (Прага, Париж).
Константин Егорович (1839-1915) — российский живописец. Брат В.Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с сер. 1870-х гг.перешел к академизму. Жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872),красочные жанрово-исторические сцены, портреты.

Источник: Энциклопедический словарь.

Маковский — фамилии трех русских живописцев: 1) Константин Егорович М., сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800-86), род. в Москве в 1839 г.. под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии. был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1 874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки. Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872. у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др. 2) Владимир Егорович М., брат предыдущего, род. в Москве, в 1846 г., художественное образование получил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества. заслужил от Акд. худ. в 1865 г. две малые серебр. медали за "группу с нагой натуры" и за картину: "Мастерская художника", а в 1866 г. и большую такую же медаль за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же году. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Академия наградила его званием классного художника 1 степени и золотой медалью г-жи Лебрен, установленной для отличившихся в экспрессии, а в 1878 г. за картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской галерее в Москве) признала академиком. С самого учреждения Товарищества передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти ежегодно украшал эти выставки своими произведениями. Состоя в течение более 20 лет преподавателем в означенном моск. училище, в значительной степени способствовал развитию многих молодых талантов. В 1894 г. был назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при Акд. художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав свою технику вполне послушной идеям, М. занял по смерти В. Перова первое место среди русских жанристов и одно из видных между иностранными. Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Кроме того, он успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по части которого им издан в 1887 г. любопытный альбом воспроизведений его собственных этюдов. Огромное количество картин, вышедших из-под его кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства. некоторые из них находятся в Третьяковской галерее, в Москве. Наиболее замечательные произведения М. — "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка". 3) Николай Егорович М. (1842-86), брат предыдущих, получил первоначальное образование в Моск. архитектурном училище дворцового ведомства, с 1859 по 1866 г. учился в Акд. худож. по отделению архитектуры и при окончании курса этого учреждении приобрел звание свободного художника с правом производить постройки. Однако вскоре он бросил специальность, к которой готовился, и, пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды и пейзажи. В 1872 г. за "Вид церкви в с. Дьякове Московской губ." Академия признала его классным художником 3 ст., а через год после того, за "Вид Москвы", повысила в классные художники 2 степени. В 1874 г. он сделал поездку на Восток и привез запас материалов для своих последующих произведений. Большинство его картин являлось на передвижных выставках. Лучшими из них могут считаться, сверх двух вышеупомянутых видов, следующие три: "Улица в Каире", "Нижний Новгород" (находится в Третьяковской галерее, в Москве) и "Ярмарка в Малороссии ". А. С-в.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Маковский — Владимир Егорович [26.1(7.2).1846, Москва, — 21.2.1920, Петроград], русский живописец, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893). Сын художественного деятеля Е. Н. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861-66) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1882-94) и в петербургской АХ (1894-1918. с 1895 — ректор). Ученики: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов и другие. С 1872 член Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). В ранних работах

(«Игра в бабки», 1870. «В приёмной у доктора», 1870. «Любители соловьев», 1872-73. все — в Третьяковской галерее) проявились свойственные М. наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. В середине 1870-х годов определяется его главная тема — городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях М. показывает (иногда несколько поверхностно) жизнь различных слоев русского общества, повествует о тяжёлой судьбе, заботах и радостях городских низов

(«Посещение бедных», 1874. «Друзья-приятели», 1878. обе — в Третьяковской галерее). Начиная с 1870-х годов М. создаёт произведения, проникнутые социально-критическим содержанием («Ожидание», 1875, Третьяковская галерея. «Осуждённый», 1879, Русский музей, Ленинград).

1880-90-е годы — зрелый период творчества М. В драматической сцене «Крах банка» (1881) он убедительно передаёт отчаяние обманутых людей, в картине «Свидание» (1883) — трогательное чувство материнской любви, в картине

«На бульваре» (1886-87. все названные произведения — в Третьяковской галерее) — печальные стороны жизни большого города. В ряде произведений этих лет М. приближается к пленэрной живописи («Объяснение», 1889-91, Третьяковская галерея). Свои демократические взгляды М. выражает в серии картин

«На Волге» (1896), посвященной волжскому трудовому люду. в ряде произведений конца 19 — начала 20 веков он откликается на важные политические события («9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905, Музей Великой Октябрьской социалистической Революции, Ленинград), создаёт образы революционной интеллигенции

(«Вечеринка», 1875-97, Третьяковская галерея. «Допрос революционерки», 1904, Музей Революции СССР, Москва). М. работал также в области портрета. Известен и как график.

Лит.: Друженкова Г. А., В. Маковский, М., 1962.

«Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва.

«Объяснение». 1889-91. Третьяковская галерея. Москва.

«Вечеринка». 1875-97. Третьяковская галерея. Москва.

В. Е. Маковский. «Свидание». 1883. Третьяковская галерея. Москва.

В. Е. Маковский.


Маковский — Владимир Матвеевич [15(27).7.1870, Ейск, — 3.1.1941, Харьков], советский учёный в области турбостроения. Член КПСС с 1940. В 1894 окончил Харьковский технологический институт. С 1896 работал в Главных паровозных мастерских в Харькове. В 1899 за участие в революционном движении был выслан в Грозный. В 1904-30 преподавал в Екатеринославском (Днепропетровском) горном институте, с 1930 — в Харьковском механико-машиностроительном институте, где в 1932 организовал кафедру турбостроения. В 1933 создал газотурбинную лабораторию, в которой был разработан проект стационарной газовой турбины мощностью 736 квт (1000 л. с.). В 1940 эта турбина была построена Харьковским турбогенераторным заводом, но её испытания прервала Великая Отечественная война 1941-45.

Лит.: Шнез Я. И., К пятнадцатилетию со дня смерти заслуженного профессора В. М. Маковского, «Энергомашиностроение», 1956, № 6.
Маковский — Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, — 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1898). Брат В. Е. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-58) у С. К. Зарянко и в петербургской АХ (с 1858). Участник

«бунта четырнадцати», М. в 1863 покинул АХ, став одним из членов Артели художников и членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Испытал сильное влияние салонного искусства. В конце 1860-х — начале 1870-х годов обращался к сюжетам из народной жизни

(«Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей, Ленинград), создал ряд правдивых портретов (например, О. А. Петрова, 1870, Третьяковская галерея). Позже, с середины 1870-х годов, всё более склоняясь к академизму («Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876, Русский музей),

порвав с передвижниками (1883), писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, «Поцелуйный обряд», 1895, — оба в Русском музее. «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей).

Лит.: Тарасов Л., К. Е. Маковский, М.-Л., 1948.

К. Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872. Третьяковская галерея. Москва.
Маковский — Маковский (Makowski)

Юзеф Тадеуш (29.1.1882, Освенцим, Краковское воеводство, — 1.11.1932, Париж), польский живописец. Учился в АХ в Кракове (1903-08) у Я. Станиславского и Ю. Мехоффера и в Париже (1908) у А. Ле Фоконье. Жил главным образом во Франции. Испытал влияние Примитивизма и Кубизма. Часто изображая детей, их занятия, шалости, игры, окружающий мир, словно увиденный их глазами, М. стремился приблизить свою живопись к наивной условности и яркой красочности детского творчества

(«Дети и фонарики», около 1928, Национальный музей современного искусства, Париж. «Сапожник», 1930, «Скупец», 1932, — оба в Национальном музее, Варшава).

Лит.: Jaworska W., T. Makowski, Warsz. — Krakуw, 1964.

Т. Маковский. «Детская капелла». 1922. Национальный музей. Варшава.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.