Мадхьямика — (шуньявада) — философская школа буддизма махаяны, основанаНагарджуной. Развивалась в Индии во 2-9 вв., получила распространение вКитае, Тибете, Японии. Последовательно проводит буддистскую концепцию»срединного» пути к достижению «освобождения» (нирваны) — состояния шуньи,»пустоты».
Источник: Энциклопедический словарь.
Мадхьямика — Мадхьямика (санскр., от мадхья — средняя), или шуньявада (санскр., от шунья — пустота) — основная школа махаяны, наиболее значительная школа буддизма вообще. Основы доктрины мадхьямика встречаются в Праджнапарамита-сутрах, систематизированное учение был
Источник: Религиозный словарь.
Мадхьямика (санскр. — срединная)
основное философское учение буддизма махаяны, возникшее в Индии во 2 веке н. э. и развивавшееся в Индии во 2-9 веках, а также в Китае (с 4 века), Тибете (с 9 века), Монголии и Японии. Основателем М., по преданию, считают Нагарджуну. В основе учения М. лежит идея о непредставимости истины в категориях бытия или небытия. Вместо этого вводится понятие
«шуньяты» («пустотности», «нулевой» характеристики) как абсолютного состояния, с точки зрения которого всякая действительность не обладает никакой сущностью, являясь чистой формой или энергией. Гносеологическую позицию М. характеризует последовательный методологический критицизм. Диалектический метод М. применяется с целью демонстрации того, что всякое умственное представление оказывается иллюзией. В этике М., естественно вытекающей из её метафизических и гносеологических утверждений, проповедуется учение о
«срединном пути» как оптимальном средстве религиозного спасения. Взгляды М. оказали влияние на развитие индийской математики (открытие нуля) и диалектической логики адвайта-веданты. За пределами Индии М. непосредственно способствовала возникновению Дзэн.
Лит. см. при ст. Буддизм.
А. М. Пятигорский.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.