Вы здесь

Значение слова "Мабли"

Мабли — (Mably) Габриель Бонно де (1709-1785) — французский просветитель исоциальный философ, составитель свода международного права.


(Mably) Габриель Бонно де (14 марта 1709 — Гренобль — 23 апреля1785, Париж), французский просветитель, автор трудов по международномуправу, социально-политическим вопросам и истории.БиографияРодился вбогатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связаннойродственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен,хозяйкой известного парижского салона. Брат философа Кондильяка идвоюродный брат выдающегося математика Д Аламбера. Решением семьи былпредназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе.Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансенапоступает в семинарию Сен-Сюльпис — главный «рассадник прелатов» Франции.После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется вГренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись вПариж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескье, К. А.Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 публикует свой первый труд»Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществахразличных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущуюсилу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарантблагосостояния и свободы граждан. «Паралелли» принесли Мабли известность ипомогли стать секретарем кардинала де Тансена, назначенного в 1742министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведетдипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическимруководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли былазамечена многими, король все чаще стал прислушиваться к его мнению, однаков 1746 он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительнолитературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется отчести стать членом Французской Академии и воспитателем наследникапрестола. Труды Европейскую известность принес ему труд «Публичное правоЕвропы» (1748) — свод основных международных трактатов со времениВестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведен намногие языки, став в 18 в. учебником в университетах Англии и настольнойкнигой политиков. Социологические представления Полнее всего выражены втрудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «БеседыФокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенныефилософам-экономистам о естественном и необходимом порядке политическихобществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цельсоциальной философии для Мабли — познание мотивов поведения человека.задача политика — использование этого знания для утверждениянравственности. Основное свойство человека — себялюбие, но ему присущи исоциальные чувства — сострадание, благодарность, соревнование, любовь кславе. без них не было бы общества, цель которого — благо людей. Но во имявсеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права нанезависимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей бытьравными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владенииземлей. Разделив ее, люди пошли против велений природы, наказаны за это.Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность,жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны.Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности»невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума.Единственный путь спасения — уменьшение имущественного неравенства,пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность — высшая личнаяи общественная добродетель. Сочинения: Разговоры Фокиевы о сходностинравоучения с политикой. M., 1772.Размышления о Греческой истории. М.,1773.Начальное основание нравоучения.. М., 1803. Ч. 1-3Избранныепроизведения. М.. Л., 1950.Об изучении истории. О том, как писать историю.М., 1993.Collection complete des oeuvres. Paris, 1794-1795. V. 1-15.Литература:Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции. М.,1977.Г. С. КучеренкоМАБУИ, род ящериц семейства сцинков. Длина до 22 см.Ок. 90 видов, в Африке, на Мадагаскаре, в Юж. Азии, Юж. и Центр. Америке,на Антильских о-вах. в Вост. Закавказье и на юге Ср. Азии — золотистаямабуи.

Источник: Энциклопедический словарь.

Мабли (Mably)

Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском коллеже и в семинарии. затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатической службе. в 1746 оставил её и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал М., общественная жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя с физиократами, М. доказывал, что частная собственность не является элементом

«естественного порядка», а возникла «по воле людей», не сумевших предусмотреть последствий её установления. она — основной источник всех несчастий человечества (см. Избранные произведения, М. — Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. — аскетический коммунизм. М. считал, что хотя

«система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделённом на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят «строя общности», народ же забит, у него отсутствует «принцип равенства»).

Таким образом, М. отверг веру философов 18 века во всесилие разума и подошёл к мысли о зависимости взглядов и поведения людей от их имущественного положения. Единственно практически возможное, по мнению М., — это уменьшение имущественного неравенства. Для этого он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.

Произведения М., в которых пропагандировались идеи народного суверенитета, способствовали идеологической подготовке Великой французской революции. На коммунистические идеи М. ссылались Г. Бабёф и Ф. М. Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык А. Н. Радищевым

(«Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков», 1773).

Соч.: Collection complete des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-95. в русском переводе — Избранные произведения, М. — Л., 1950. Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803. О изучении истории, ч. 1-3, [СПБ], 1812.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 315. Сафронов С. С., Политические и социальные идеи Мабли, в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955. Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958. его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960. Lecercle J. L., Utopie et r

йalisme politique chez Mably, в сборнике: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Gen., 1963.

А. А. Макаровский.

Г. Мабли.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.