Вы здесь

Значение слова "Лукиан"

Лукиан — (ум. 312) — христианский мученик и богослов, основательАнтиохийской богословской школы. Казнен в Никомидии. Память в Православнойцеркви 15 (28) октября, в Католической — 7 января.


Томский (Кюстенджийский) (ум. 320) — христианский мученик,пострадавший в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 13(26) сентября.
(ок. 120 — ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик. Ранниесочинения принадлежат направлению софистики второй. Основное содержаниезрелого творчества — философская сатира (см. «Мениппова сатира»),направленная против традиционного почитания олимпийских богов,идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутаявлиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры богов»,»Разговоры в царстве мертвых»). Оказал влияние на сатирическую литературуВозрождения (Эразм Роттердамский, У. Гуттен, Ф. Рабле) и Просвещения (Дж.Свифт, Вольтер).

Источник: Энциклопедический словарь.

Лукиан (Lukianos)

(около 120, город Самосата, Сирия, — после 180, Египет), греческий писатель. Родился в семье мелкого ремесленника. Около 165-180 в Афинах создал свои лучшие произведения. Основной жанр Л. — сатирический диалог, написанный классически ясным языком, остроумный, пародирующий мифологические сюжеты, полемичный. речь персонажей пересыпана шутками, поговорками. В наиболее зрелых сочинениях Л. прослеживается влияние идей демократической философии киников и популярных идей стоиков (так называемые менипповы диалоги — «Менипп», «Пир», «Разговоры богов»).

Эволюция философских взглядов Л. приводит его к материализму Эпикура. Антирелигиозность, социальная острота сатиры Л. были причиной того, что в античном мире имя его замалчивалось. Влияние творчества Л. испытали византийские сатирики, позднее — деятели Возрождения и Просвещения. Ф. Энгельс назвал Л.

«… Вольтером классической древности…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 469).

Соч.: Luciani Samosatenis Opera. Rec. С. Jacobitz, v. 1-4, Hildesheim, 1966. в русском переводе — Собрание сочинений, т. 1-2, М. — Л., 1935. Избранное, М., 1962. Избранные атеистические произведения, М., 1955.

Лит.: История греческой литературы, под редакцией С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 219-24. Caster М., Lucien etla pensйe religieuse de son temps, P., 1937. Avenarius G., Lukians Schrift zur Geschichtsschreibung, Meisenheim am Glan, 1956 (библ. с. 179-83).

И. М. Нахов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.