Лукач — (Lukacs) Дьердь (1885-1971) — венгерский литературовед и философ.Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешел к гегелевской философии(«Теория романа», 1920) и затем к марксизму («История и классовоесознание», 1923). оказал влияние на становление франкфуртской школы. С1918 член КП Венгрии, в 1919 нарком просвещения Венгерской советскойреспублики. С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил вправительство Имре Надя. Основные труды по марксистской эстетике,литературоведению, истории философии.
Источник: Энциклопедический словарь.
Лукач (Lukбcs)
Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венгерский философ и литературный критик, член Венгерской АН. Философское образование получил в Будапеште, Берлине и Гейдельберге. Был близок к Г. Зиммелю и М. Веберу, однако в формировании его идеалистического мировоззрения большую роль играла классическая немецкая философия. Наиболее значительные труды этого периода:
«Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920). В годы 1-й мировой войны 1914-18 созрел его протест против буржуазной культуры и сочувствие рабочему классу. Л. порвал с кружком Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него Великая Октябрьская революция в России. В 1918 Л. вступил в Коммунистическую партию Венгрии, в 1919 — нарком по культурным делам Венгерской советской республики. После разгрома республики (1919) работал в эмиграции в Вене, принимал активное участие в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. Его политические взгляды начала 20-х годов несут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов В. И. Лениным (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41, с. 135-36) он вскоре признал. Позднее Л. признал и недостатки своей философской книги
«История и классовое сознание» (1923). Воззрения Л. в дальнейшем были не всегда последовательными, порою он допускал серьёзные политические ошибки. Решающее значение для формирования философских взглядов Л. имела его деятельность в Москве (1930-45). Здесь он занимался исследованием эстетического наследия Маркса и Энгельса, разработкой теории классического реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. Л. был близок к работе Коммунистической академии и журнала «Литературный критик».
К этому периоду относятся его зрелые труды, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937) и «К истории реализма» (1939), а также «Исторический роман», «Гёте и его эпоха»,
«Молодой Гегель» и др. В 1945 Л. вернулся в Венгрию, где принял участие в создании новой венгерской культуры. Активный участник движения борцов за мир, член Всемирного Совета Мира. Его выступления против современной буржуазной философии имели международное значение
(«Разрушение разума», 1954). В 50-х годах Л. работал над систематическим изложением марксистской эстетики. Два первых тома этого труда («Специфика эстетического», 1963) содержат анализ принципов реализма в искусстве с точки зрения ленинской теории отражения. Эта позиция Л. вызвала резкие критические нападки буржуазной печати и ревизионистов (франкфуртская школа, Р. Гароди и другие). Последние работы Л. посвящены онтологии общественного бытия. Отдельные части этого обширного труда изданы посмертно. Премия имени Кошута (1948, 1955). Награжден юбилейной медалью СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
Соч.: Lenin. Studie ьber den Zusammenhang seiner Gedanken, [B. — W.], 1924. Fortschritt und Reaktion in der deutschen Literatur, B., 1947. Existentialisme ou marxisme, P., 1948. Schicksalswende. Beitrдge zu einer neuen deutschen Ideologie, 2 Aufl., B., 1956. Adal
йkok az esztйtika tцrtйnetйhez, Bdpst, 1953. Beitrдge zur Geschichte der Дsthetik, B., 1956. Nйmet realistбk, Bdpst,1955. Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur, B., 1955. A kьl
цnцssйg mint esztйtikai kategуria, Bdpst, 1957. Widerden missverstandenen Realismus, Hamb., 1958. Schriften zur Literatursoziologie. Ausgewдhlt und eingeleitet von P. Ludz, B., 1961: Utam marxhoz, kцt. 1-2, Bdpst, 1971. в русском переводе — Материализация и пролетарское сознание,
«Вестник Социалистической Академии», 1923, кн. 4-6. Борьба гуманизма и варварства, Таш., 1943.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.