Вы здесь

Значение слова "Лосский"

Лосский — Владимир Николаевич (1903-58) — русский православный богослов, сынН. О. Лосского. Родился в России, с 1922 в Праге, затем в Париже. Во времянемецкой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления.Критиковал софиологию С. Н. Булгакова («Спор о Софии», 1936). Сочинения -«Мистическое богословие Восточной Церкви» (1944), «Смысл икон» (1952,совместно с Л. А. Успенским), «Видение Бога» (1962), «По образу и подобиюБога» (1967).


Николай Онуфриевич (1870-1965) — российский философ, один изкрупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947-50 в Нью-Йорке. Основныетруды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др.

Источник: Энциклопедический словарь.

Лосский (Николай Онуфриевич) — писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с величайшими препятствиями и лишениями на родину, поступил в СПб. на бухгалтерские курсы и лишь несколько лет спустя вновь попал в гимназию и получил аттестат зрелости. Окончил курс на физико-математическом и историко-филологическом факультетах в спб. университете. Первая крупная работа Л. по философии — его магистерская диссертация: "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903), переведенная на немецкий язык. Особую ценность в этом исследовании представляет новая постановка вопроса о сущности эмоции, о взаимоотношении психических и физических явлений и о классификации характеров. В журнале "Новый Путь" (1904) напечатаны статьи Л.: "О познании конечных целей" (№ 10) и "О народовластии" (№ 12). Демократический принцип Л. считает прямым выражением сверхиндивидуального сознания народа, сознания, содержащего в себе истинную и незаменимую политическую мудрость. Немалую заслугу Л. составляют его безукоризненные переводы немецких философов, напр. Канта — "De mundis sensibilis atque intelligibilis" и Куно-Фишера. Заканчивается печатанием второе крупное исследование Л.: "Обоснование интуитивизма", большая часть которого была помещена предварительно в "Вопросах философии и психологии" под заглавием "Обоснование мистического эмпиризма". Учениям о непосредственном восприятии транссубъективного мира дается здесь своеобразный критический синтез. В 1905 г. Л. был редактором журнала "Вопросы жизни". Преподает Л. в спб. университете, женском педагогическом институте и нескольких частных учебных заведениях. В. Сперанский.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Лосский — Николай Онуфриевич [24.11(6.12).1870, Кресловка, около Витебска, — 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа], русский философ-идеалист, представитель Интуитивизма и Персонализма. Приват-доцент (с 1900) и профессор (с 1916) Петербургского университета. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Профессор философии, в Русской духовной академии в Нью-Йорке (1947-50). Главная задача философии, по Л., — построить

«теорию о мире как едином целом» на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира — мистически понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия «интенциональных»

(целевых) актов — осознание, внимание и т.д.. в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Основные черты русской философии, по Л., — её этический характер, «религиозная реалистичность», «синтетичность».

Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии русской философии («История русской философии», 1951, русский перевод 1954).

Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903: Мир как органическое целое. М., 1917. Основные вопросы гносеологии. Сборник статей, П., 1919. Интуитивная философия Бергсона, 3 изд., П., 1922. Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924. Свобода воли, Париж, 1927. Типы мировоззрений, Париж, 1931: Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция, Париж, 1938. Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк, 1953. Personalistischer Idealismus,

«Kant-Studien», 1959-60, Bd 51, H. 4.

Лит.: Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М. — Л., 1963. История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

Л. Н. Суворов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.