Вы здесь

Значение слова "Липпи"

Липпи — (Lippi) — итальянские живописцы, представители Раннего Возрождения,отец и сын: 1) Фра Филиппо (ок. 1406-69), автор религиозных картин ифресок, проникнутых светской жизнерадостностью, жанризмом («Поклонениемладенцу», кон. 1450-х — нач. 1460-х гг.). 2) Филиппино (ок. 1457-1504), врелигиозные картины и фрески вносил черты стилистической утонченности,ноты беспокойства, напряженности («Видение св. Бернарда», ок. 1486).

Источник: Энциклопедический словарь.

Липпи (Lippi) — фамилия двух флорентийских живописцев, принадлежащих к главным двигателям искусства в начальной поре итальянского Возрождения. 1) Фра-Филиппо Л. (по отцу — Филиппо ди Томазо Л.), сын бедного мясника, род. во Флоренции около 1406 г., в раннем детстве потерял своих родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества. Развился под влиянием Мазолино и Мазаччьо. на его художественное образование имел также влияние Фра-Анджелико Фьезольский. Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы Л. рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провел там несколько лет в рабстве. но это предание не подтверждается никакими документами. Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Л. — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бутти и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству флорентийского герцога Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Л. не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и, наконец, в Сполетто, где и ум. 9 окт. 1469 г. Значение Л. в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччьо еще решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери. его Младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши "Погребение св. Стефана" и "Пир Ирода") и в соборе Сполетто (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное "Коронование Приснодевы"). Относительно станковых картин Л. надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Л. в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное "Коронование Богородицы" во флорент. акд. худож. и "Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане" во дворце Питти. Из картин Л., встречающихся вне Италии, особенно любопытны: "Венчание Богоматери" (кругл. формы) в луврском музее, "Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу-Христу" в берлинском музее, "Св. Иоанн-Предтеча" в лондонской национальной галере и "Крещение Господне" там же. 2) Филиппино Л., сын предыдущего, ученик Фра-Диаманте, развившийся далее под влиянием Сандро Боттичелли и отцовских произведений, род. в Прато ок. 1457 г.. работал во Флоренции и некоторое время в Прато и Риме, умер во Флоренции 18 апр. 1504 г. По характеру своего творчества он прямо примыкает к Боттичелли, но проявляет сравнительно с ним еще более значительный талант, еще большую смелость. У него, как и у этого художника, главная отличительная черта — сильный драматизм, но еще больше свободы и ловкости в группировке фигур и рисунке их движений, хотя порой он также впадает в аффектацию и вычурность. Изображаемые сцены он любит окружать архитектурными деталями с богатой орнаментировкой, составляющей плод усердного изучения им римских древностей. К числу ранних и отличнейших работ Л. по части стенной живописи принадлежат фрески, которыми он довершил украшение капеллы Бранкаччи в црк. C.-Mapия-дель-Кармине, во Флоренции, начатое Мазолино и Мазаччьо: "Изведение ап. Петра из темницы", "Воскрешение царского сына", "Ап. Петр и Павел пред проконсулом" и "Мученическая смерть ап. Петра". Из более поздних произведений Л. в том же роде замечательны фрески капелл св. Фомы Аквинского в црк. C.-Mapия-coпpa-Минерва, в Риме, а именно, огромная композиция "Торжество св. Фомы над еретиками" и меньшая "Взятие Богородицы на небо", наконец, фрески капеллы Строцци в флорентийской црк. C.-Mapия-Новелла, изображающие деяния ап. Иоанна и Филиппа, между прочим превосходное "Воскрешение Друзианы". Станковые картины Л. не особенно многочисленны, хотя и встречаются в некоторых музеях и флорентийских церквах. Самые лучшие между ними — "Явление Богоматери св. Бернгарду", большой алтарный образ в црк. Бадиа во Флоренции и "Мадонна, с предстоящими ей св. Иеронимом и Домиником" в лондон. национ. галерее. Относительно обоих Л., ср. Crowe u. Cavalcaselle, "Geschichte der italien. Malerei, deutsche original-Ausgabe besorgt v. Max Jordan" (3 т. Лпц., 1870, стр. 52-85, 172-204). А. С-в.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Липпи (Lippi)

итальянские живописцы, представители флорентийского Кватроченто. Фра Филиппе (около 1406, Флоренция, — 9.10.1469, Сполето, Перуджа) был монахом-кармелитом (1421-56). Сложился под влиянием Мазаччо, Мазолино, Лоренцо Монако и Фра Беато Анджелико. Фра Филиппе Л. смягчал пластическую трехмерность форм сложными, но гармонически-плавными мотивами движения и светотеневой насыщенностью колорита

(«Реформа кармелитского ордена», 1432, фреска в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. «Коронование богоматери», 1441-47, Галерея Уффици, Флоренция), во фресковые циклы, проникнутые тонким линеарным ритмом, вводил многочисленные портреты современников (росписи хора собора в Прато на темы из жизни св. Стефана и Иоанна Крестителя, 1452-64). Просветлённой задушевностью отличаются его небольшие религиозные композиции

(«Поклонение младенцу», конец 1450-х — начало 1460-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами»). Филиппино (около 1457, Прато, Тоскана, — 18.4.1504, Флоренция), сын Фра Филиппо, учился у отца, затем у Боттичелли, влиянием которого проникнуты ранние лирически-одухотворенные произведения Филиппино

(«Сцены из жизни Лукреции», около 1475-80, Галерея Питти, Флоренция). В 1481-83 он дописывал в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) фрески, не законченные Мазаччо. В зрелом творчестве испытал влияния Леонардо да Винчи и нидерландской живописи. В его фресках и станковых композициях (росписи капеллы Караффа, около 1488-93, церковь Санта-Мария сопра Минерва, Рим. росписи капеллы Строцци, 1487-1502, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) постепенно усиливаются черты беспокойства и манерной напряжённости. Особую изысканность его произведениям придаёт изобилие архитектурно-декоративных мотивов, навеянных искусством античности. Филиппино был также замечательным рисовальщиком.

Лит.: Neilson K. В., Filippino Lippi, Camh. (Mass.), 1938. Oertel R., Fra Filippo Lippi. W., 1942. Pittaluga H., Filippo Lippi, Firenze, 1949. Scharf A., Filippino Lippi, W., 1950. Gamba F., Filippino Lippi nella storia della critica, Firenze, 1958.

Фра Филиппо Липпи. «Поклонение младенцу». Конец 1450-х — нач. 1460-х гг. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.