Ливанов — Аристарх Евгеньевич (р. 1947) — российский актер, заслуженныйартист России (1989). С 1970-х гг. во МХАТе им. М. Горького. Наиболеезначительная театральная роль — Григорий Мелехов в спектакле «Тихий Дон»(1976). В кино играет разнообразные роли, в последнее время тяготеет кприключенческому жанру («Тридцатого» — уничтожить», 1992. «Тот, ктонежнее», 1996 и др.). Государственная премия СССР (за роль Мелехова).
Михаил Николаевич (1907-86) — российский физиолог, один изосновоположников отечественной электроэнцефалографии, академик АН СССР(1970). Исследовал биоэлектрические явления в коре больших полушарий внорме и патологии. Государственная премия СССР (1987, посмертно).
Игорь Евгеньевич (р.1953) — российский актер. Артист московскоготеатра «Детектив». В кино специализировался на ролях героев, владеющихбоевыми искусствами («Мерседес уходит от погони», 1980. «Тридцатого» -уничтожить», 1992). Переломным моментом в творческой карьере Ливановастала психологическая роль в фильме В. Ю. Абдрашитова «Пьеса дляпассажира» (1995).
Василий Борисович (р. 1935) — российский актер, режиссер,писатель, сценарист, народный артист России (1988). Сын Б. Н. Ливанова.Снимался в телевизионных фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктораВатсона» и др. С 1988 художественный руководитель московского Театра»Детектив». Работает в области мультипликационного кино как сценарист,режиссер, озвучиватель (Карлсон — «Малыш и Карлсон». Гена — «КрокодилГена» и др. Повесть «Мой любимый клоун», (1979. инсценировкаэкранизирована), сборник повестей и сказок «Агния, дочь Агнии» (1990) и др.
Борис Николаевич (1904-72) — российский актер, народный артистСССР (1948). С 1924 во МХАТе. Среди ролей: Швандя («Любовь Яровая» К. А.Тренева), Ноздрев («Мертвые души» по Н. В. Гоголю), Соленый («Три сестры»А. П. Чехова) и др. Снимался в фильмах: «Дубровский», «Адмирал Ушаков» идр. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970).
Источник: Энциклопедический словарь.
Ливанов — Борис Николаевич [25.4(8.5).1904, Москва, — 22.9.1972, там же], русский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1948). Родился в актёрской семье. Учился в 4-й Студии МХТ. С 1924 актёр МХАТа. В 50-е гг. начал выступать и как режиссёр. Первые актёрские работы Л. (Шаховской — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Бондезен — «У врат царства» Гамсуна, Альмавива — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, Аполлос — «Унтиловск» Леонова, Кассио — «Отелло» Шекспира и др.)
выдвинули его в число выдающихся представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа. В дальнейшем он играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев — «Страх» Афиногенова, Швандя — «Любовь Яровая» Тренева)
и роли открытого сатирич. звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Риппафрата — «Хозяйка гостиницы» Гольдони, Ноздрёв — «Мёртвые души» по Гоголю, и др.).
создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий — «Горе от ума» Грибоедова), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш — «Гроза» Островского, Рыбаков — «Кремлёвские куранты» Погодина).
В роли Солёного («Три сестры» Чехова) пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у Л. с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (Забелин — «Кремлёвские куранты» Погодина, Егор Булычов — «Егор Булычов и другие» Горького),
или образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала (Дмитрий Карамазов — «Братья Карамазовы» по Достоевскому).
С этими творческими исканиями связаны и режиссёрские работы Л.: «Егор Булычов и другие» (1964) и «Чайка» Чехова (1969). С 1924 Л. снимался в кино. Среди его лучших работ: героико-романтической роли Дубровского («Дубровский», 1936),
Пожарского («Минин и Пожарский», 1939), Руднева («Крейсер Варяг», 1947), Генерала («Поэма о море», 1958) и блестящая сатирическая роль Потемкина («Адмирал Ушаков», 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста внёс Л. исполнением роли Бочарова
(«Депутат Балтики», 1937) и комиссара Вихрова («Балтийцы», 1938). В 1969 сыграл учёного — врача Седова в фильме «Степень риска». Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970). Награжден орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.
Лит.: Иванова Е. Г., Б. Н. Ливанов, М., 1955.
Е. Д. Сурков.
Б. Н. Ливанов в роли Ноздрёва («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).
Ливанов — Михаил Николаевич [р. 7(20).10.1907, Казань], советский физиолог, академик АН СССР (1970. член-корреспондент 1962). Член КПСС с 1940. Окончил Казанский государственный университет (1931). Заведующий лабораториями в Московском институте мозга (1933-47), институте патологии и терапии интоксикаций АМН СССР (1947-49), институте биофизики АМН СССР (1949-61). С 1961 — в институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Основные труды по изучению биоэлектрических явлений в коре больших полушарий в норме и патологии. Л. впервые применил методы математического анализа к биоэлектрическим колебаниям коры головного мозга. Один из основоположников электроэнцефалографии в СССР. Им показана функциональная значимость отдельных частотных компонентов электроэнцефалограммы и роль пространственного распределения их по коре больших полушарий. Теоретические исследования и методические приёмы, разработанные Л., используются для диагностики заболеваний в нейропсихиатрической клинике, применяются в космической и авиационной медицине. Награжден 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Электроэнцефалоскопия, М., [I960], совместно с В. М. Ананьевым. Некоторые проблемы действия ионизирующей радиации на нервную систему, М., 1962. Пространственная организация процессов головного мозга, М., 1972.
Лит.: М. Н. Ливанов, в кн.: Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, М., 1967.
М. Н. Ливанов.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.