Вы здесь

Значение слова "Ливаний"

Ливаний (Λιβάνιοσ, 314 — около 393 г. по Р. Х.) — представитель младшей софистики, родом из Антиохии, учился у Зеновия, знаменитого в то время антиохийского ритора, затем посещал афинскую философскую школу, записавшись учеником у Диофанта. Собственную школу он основал в Константинополе и сразу имел большой успех, но из-за интриг и зависти коллег должен был оставить столицу и переселиться вместе со школою, в 344 г., в Никомедию. В 354 г он поселился в Антиохии. Слава его была велика. Его звали в Афины, но он отказался. Имп. Юлиан высоко чтил Л., дал ему сан квестора. когда он был убит, Л. в страстной монодии выразил свою скорбь по поводу гибели надежд, которые он возлагал на безвременно погибшего императора. Ему удалось, однако, добиться влияния и у имп. Валента и Феодосия. Риторика служила Л. орудием лести и интриги. лишь этим он держался в раз занятом положении относительно наместников Антиохии и других импер. чиновников провинции. По образованию своему Л. был вполне эллин. он с детства изучил аттических ораторов, особенно Демосфена, был начитан и в классических поэтах и философах, писал прекрасным греческим языком, риторически украшенным, но без пустых фраз. Римский дух был ему противен. желавшим учиться он никогда не советовал идти в Рим. латинский язык был ему незнаком. Чуждый христианству, он не колебался в своей привязанности к древним богам Греции. Поэтому-то именно имп. Юлиан и был его идеалом. его глубоко огорчало, что многие из его учеников, в том числе Иоанн Златоуст, обратились в христианство. Рассказывали, что, близкий к смерти, он на вопрос, кому поручает свою школу, отвечал: "Златоусту, если бы его не похитили христиане". Написал весьма много. сочинения его еще при жизни его были очень распространены. Наименьшее значение из них имеют те, которые служили исключительно для школьных целей: 47 προγυμνάσματ&#945., 36 διηγήματ&#945., 27 характеристик, 33 описания произведений искусства, 50 декламаций на вымышленные темы, биографии Демосфена, краткие изложения его речей. Славу его составили речи ("Слова"), которых сохранилось 68. они касаются реальных фактов. часто они не были говорены, а издавались автором как памфлеты или рассылались как послания. Главные из них: Βασλικός — панегирик имп. Константу и Констанцию, произнесенный в 348 г. в Никомедии, Άντιοχικός — похвальное слово местоположению и жителям Антиохии, 6 речей в честь имп. Юлиана, 5 речей о мятеже антиохийцев и царственной милости Феодосия (387), речи о жалком положении тюрем, о содержании риторов, в защиту актеров пантомим и против недоброжелателей автора. Полны интереса и письма Д., писавшего их очень много для рекомендации, для жалоб, для подачи совета и т. д.. они дают важный материал для понимания характера ритора и современной ему жизни. Всего сохранилось 1607 писем Л. в греческих подлинниках. 400 писем в латинском переводе оказались подделкою какого-то гуманиста (см. R. F &ouml. rster, "Franc Zambeccari und die Briefe des Libanuis", Штуттгарт, 1876). Письма обращены, между прочим, к христианским епископам и ученым. Современники Л. называли его "малым Демосфеном". Сам Л. рассказывает свою жизнь в "Слoве о собственной судьбе". биографию его дает Евнапий (см.), монографию написал С. R. Sievers: "Das Leben des Libanius" (Б., 1868). "Слова" Л. издал Reiske (Альтенб., 1791-97), письма — J. С. Wolf (Амстерд., 1738), вновь найденные речи — Siebenkees ("Anecdota graeca", Нюрнберг, 1798), Boissonade ("Anecd. gr.", Пap., 1829), F &ouml. rster ("Hermes", 1875, т. 9). A. M. Л.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.