Вы здесь

Значение слова "Либельт"

Либельт (Карл Libelt, 1807-1875) — польский философ, родом из Познани. участвовал в восстании 1831 г., сидел несколько времени в прусской тюрьме, с 1846 по 1848 г. опять содержался под стражей вследствие участия в движении 1846 г.. в 1848 г. председательствовал в польском отделении пражского славянского конгресса. позже был членом прусской палаты депутатов. Л., сначала подчинявшийся влиянию Гегеля, потом отступил от него в мечтах о создании новой "славянской философии". В сочинении "Filozophia i Kritika" (1845. род критического введения в философию) Л. исходит из мысли о несостоятельности разума для решения вопросов о личности и бессмертии души. Идеализм, основанный на разуме, во всех системах, с Декарта до Гегеля, приводил лишь к подрыву основ религии и национальности. Необходима поэтому новая, основанная на совершенно новом принципе, философия, которая может возникнуть лишь среди новых условий, а, следовательно, только у нового народа. Это — философия образов и действий в отличие от устаревшей философии разума и абстрактной мысли. Такой новой философии соответствуют свойственные славянскому племени простота, естественность и "пластический" взгляд на мир. Результаты, к которым должна привести славянская философия, Л. заранее изложил в "десяти заповедях": 1) в основу философии кладется единство видимого мира с невидимым. 2) она признает возможность познания истины силою непосредственной связи с предвечным духом. 3) проявления духа должны быть воображаемы, его следует понимать как личность. 4) существо духа есть действие, жизнь, реальность. 5) нет дуализма света и мрака, добра и зла. счастье человечества — реализация красоты, истины и добра. 6) материальные блага даются человеку Богом как бы в "ленное владение". 7) представители одного народа все равны, воплощая в себе единую божественную мысль, которая, однако, различно реализуется на разных ступенях общественной иерархии. 8) власть есть божественная мысль, олицетворенная для того, чтобы она могла реализоваться. 9) славянская религия — христианство, но она прогрессирует и не совпадает с окаменелым католицизмом. 10) наука должна быть народною, единиться с присущею народу божественной мыслью и развивать ее. Продолжением этого труда служит "System umni&#263. twa, czyli filozofii umys &#322.owej" (Познань, 1850. 2 изд. 1857). Здесь Л. делит философию как науку о реальности на философию мысли и разума, философию воображения и ума и философию воли и действия, ставя своей задачей лишь разработку второй из них. Из понятия "воображение" он выводит 3 основных умственных силы: 1) ображение (obra&#378.nia) — абсолютная сила "ума" в Боге, 2) воображение (wyobra&#378.nia) — относительная его сила в человеке и 3) преображение (przeobra&#378.nia) — его сила объективная, как перемена форм во вселенной. Далее развита эта система в "Эстетике" ("Estetyka, czyli umni&#263. two pi &#281.kne", I, Познань, 1849. II-III, СПб., 1854), в которой Л. определяет искусство как "излияние наружу идеала или божественной мысли" и относит к нему чуть не все проявления духовной жизни человечества. — Своеобразная система Л. не имеет большого научного интереса. но вместе с Иосифом Кремером (1806-1875), также учеником Гегеля, автором соч. "Wyklad systematyczny filozofii" (1849-52) и эстетических "Писем из Кракова" (1843-55. 2 издание, Вильна, 1871), Л. имеет большое значение в новейшей польской литературе содействием облагорожению национальных стремлений польского народа и эстетическому его воспитанию. См. Struve, "Libelt i Kremer" ("K&#322.osy", 1875, №№ 525 -528). A. Molicki, "Stanowisko w filozofii Karola Libelta i stosunek jego do innych sp ó&#322.czesnych filozofow polskich" (Львов, 1875).

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Либельт (Libelt)

Кароль (18.4.1807, Познань, — 6.6.1875, Брдув, близ Познани), польский общественный деятель, философ. Учился в Берлине и Париже. Преподавал в Познани. Участник Польского восстания 1830-31. В 1839 вошёл в первый Познанский национальный комитет, выступивший за подготовку к общепольскому восстанию. В 1846 был арестован, освобожден в результате Мартовского восстания 1848 в Пруссии. Стал руководителем Национального комитета, соглашательская политика которого способствовала поражению Познанского восстания 1848. В 1848-50 входил в либеральную Польскую лигу, фактически отказался от национально-освободительной борьбы. Л. принадлежал к

«национальным философам» — мессианистам. По Л., функция разума — негативная, она состоит в опровержении ложного. истинное же постигается путём интуиции и воображения. существует некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав. народам, особенно полякам. Л. сформулировал

«десять заповедей славянской философии» как «философии действия».

Соч.: Pisma pomniejsze, t. 1-6, Pozna&#x144., 1849-51. Dzie&#x142.a. Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1-6, Pozna&#x144., 1874-75. Samow&#x142.adztwo rozumu i Objawy filozofii s&#x142.owia&#x144.skiej…, [Warsz.], 1967.

Лит.: Szuman H., Rys &#x17A.ycia i dzia&#x142.alno&#x15B.ci K. Libelta, Pozna&#x144., 1876. Hahn W., K. Libelt, Lwуw, 1907. Sobeski: Metafizyka Libelta, Pozna&#x144., 1916. Morawski S., Poglady estetyczne K. Libelta, в сборнике: Materia

&#x142.y do studiуw i dyskusji…, № 7/8, Warsz., 1951.

И. С. Мюллер, Б. Э. Быковский.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.