Вы здесь

Значение слова "Лессинг"

Лессинг — (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81) — немецкий драматург, теоретикискусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкойклассической литературы. В борьбе за демократическую национальную культурукак средство политического обновления Германии создал первую немецкую»мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию»Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудилсоциальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонникомрелигиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципыпросветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766. «Гамбургскаядраматургия», 1767-69).


(Lessing) Дорис Мей (р. 1919) — английская писательница.Антиколониальная публицистика, рассказы и романы «Трава поет» (1950),»Марта Квест» (1952), «Приличный брак» (1954). Роман «Золотой дневник»(1962) выявил философские искания, обусловившие социальный пессимизм ее»космической серии «Канопус в Аргосе» (1979-82).

Источник: Энциклопедический словарь.

Лессинг — Лессинг (Lessing)

Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746-48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760-65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767-68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную

«мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти»

(1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751-55. издание «Театральной библиотеки», 1754-1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма

«Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм

(«Гамбургская драматургия», 1767-69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888-1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».

Соч.: Sдmtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919). Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58. в рус. пер. — Собр. соч., т. 1-10, СПБ. 1904. Драмы, М. — Л., 1937. Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948. Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956. Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957. Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934. RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960. Seidel S., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einf

ьhrung in sein Leben und Werk, B., 1963. Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. — [u. a.], 1966. Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932-1962, Stuttg., 1965.

Г. М. Фридлендер.

Г. Э. Лессинг. «Минна фон Барнхельм». Илл. Д. Н. Ходовецкого (офорт, 1769).

Г. Э. Лессинг.


Лессинг — Лессинг (Lessing)

Дорис Мей (р. 22.10.1919, Иран), английская писательница. Детство и молодость провела в Африке (Южная Родезия). С 1949 живёт в Лондоне. Автор антиколониальных романов «Трава поёт» (1950), дилогии «Марта Квест» (1952, русский перевод 1957)11

«Приличный брак» (1954) и африканского путевого дневника «Возвращение домой» (1957). Лучшее в творчестве Л. — сборники реалистических рассказов и повестей о нравах колониальных кругов Южной Африки. В середине 50-х гг. Л. пережила идеологический кризис, наиболее полно выразившийся в романе

«Золотой дневник» (1962). Пьеса «Играй с тигром» (1962) и сборник рассказов «Мужчина и две женщины» (1963) трактуют тему безнадёжности современного стоицизма.

Соч.: African stories, L., 1964. Briefing for a descent into Hell, L., 1971. Landlоcked, L., 1965. в рус. пер. — Повести, М., 1958.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958. Ивашева В. В., Английская литература. XX в., М., 1967. Brewster D., D. Lessing, N. Y., [1965].


Лессинг — Лессинг (Lessing)

Карл Фридрих (15.2.1808, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 5.6.1880, Карлсруэ), немецкий живописец. С 1826 жил в Дюссельдорфе (где учился в АХ), с 1858 — в Карлсруэ. Виднейший представитель дюссельдорфской школы, писал романтические пейзажи

(«Горный пейзаж», 1847, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и большие исторические полотна, отмеченные стремлением к исторической и психологической правдивости образов. Картины на темы движения гуситов («Проповедь гуситов», 1836, Национальная галерея, Берлин) созданы под влиянием подъёма немецкого демократического движения. Ф. Энгельс приветствовал обращение Л. к идеям социализма.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 520. Hьtt W., Die Dьsseldorfer Malerschule. 1819-1869, Lpz., 1964.

К. Ф. Лессинг. «Королевская чета, оплакивающая смерть дочери». 1830. Эрмитаж. Ленинград.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.