Вы здесь

Значение слова "Лахман"

Лахман (Карл Конрад Фридрих Вильгельм Lachmann, 1793—1851) — один из творцов древнегерманской филологии и основатель критики древних текстов, профессор в Кенигсберге, потом в Берлине. В приемах критических исследований он примыкал к английскому филологу Р. Бентли и к Фр. А. Вольфу, обращая методы и результаты изысканий в области классической филологии на пользу изучения литературных памятников родной старины. Частью в предисловиях к изданным текстам и в отдельных монографиях по поводу их, больше же всего в самих изданиях, мастерски исполненных, Л. устанавливал правила критики текстов и их издания, остающаяся в полной силе до нашего времени, и в то же время давал превосходные образцы применения этих правил на деле. Главным предметом его занятий и ученых исследований служили древне- и средневерхненемецкие поэты. в классической филологии он предпочтительно занимался латинскими поэтами. в круг его изданий и изысканий входили также Новый Завет, источники римского права, сочинения римских землемеров. Поэты интересовали Л. гораздо больше, нежели прозаики. язык сочинения и писателя, слог, стихотворный размер, художественное выражение занимали его почти исключительно. Так называемая песня о Нибелунгах составляла центральный пункт его изысканий в немецкой литературе. К числу начальных трудов его принадлежат исследование "Ueber d. urspr &uuml.ngliche Gestalt d. Gedichtes v. d. Nibelungen Not" (Б. 1816), которым положено было начало германской филологии вообще. Через десять лет Л. дал первое критическое издание памятника: "Der Nibelunge Not mit d. Klage" (Б. 1826). критические объяснения к изданию содержатся в сочинении его: "Zu den Nibelungen und zur Klage" (1836). содержанию сказания о Нибелунгах посвящено "Kritik der Sage v. d. Nibelungen" (1830). Ему принадлежат, далее, первые критич. издания средне — верхн.-нем. стихотворения "Iwein" (1827), стихотворений Вальтера von de r Vogelweide (1827), первая средне-верхне-немец. хрестоматия ("Auswahl aus d. Hochdeutsch. Dichtern, d. ХIII Jahrh." B., 1820), хрестоматия из др.-верхне-нем. литературных памятников (1825). им впервые выяснены особенности тех лирических стихотворений ХII-го и ХIII-го вв., которые обозначаются именем "Leiche" (1829). Им же изданы сочинения Вольфр. фон Эшенбаха (1833), Гартмана (1838), Ульриха фон-Лихтенштейна (1841). Первое критич. издание сочинений Лессинга сделано также Л. (1838—40). В области классической филологии важнейшим трудом Л. было издание Лукреция (1850), но имя Л. связано здесь больше всего с незначительным по объему сочинением по Гомеровскому вопросу: "Betrachtungen &uuml. b. Homers Ilias" (Берл., 1847). Многочисленные гипотезы о построении Илиады и Одиссеи и о способе образования их из первоначальных народных песен, кропотливые изыскания содержания и формы Гомеровских поэм, появляющиеся до настоящего времени, восходят к теории Л. о позднейшем, механическом составлении обеих поэм из небольших песен, долго существовавших независимо одна от другой, до появления объединителя-редактора, примерно в VI в. до Р. Х.. таких песен Л. открывал в Илиаде 18. Раньше та же гипотеза поставлена была Л. относительно песни о Нибелунгах, в составе которой он различал 20 отдельных первоначально песен. Более субъективным характером отличаются ранние труды Л. о греческой трагедии (1819—22). Из римских поэтов изданы Л. еще Пропорций (1816), с пространным комментарием, Катулл (1829), Тибулл (1829), Бабрий (1845), Авиан (1845). Начала критики текстов Л. формулировал в предисловии к изданию Нового Завета (1842) и в особой статье: "Rechenschaft &uuml. b. d. Ausgabe d. N. Testaments" ("Kl. Schriften"). Первой и важнейшей задачей издателя текстов др.-немецких, греч., латинских Л. называл установку рукописного предания (recensio), при помощи прямых источников — рукописей, и косвенных — извлечений и цитат из восстановляемого текста, переводов, изложений и т. п. Сличением существующих рукописей, определением относительного достоинства каждой из них, показаниями свидетелей критик устанавливает древнейшую из дошедших до нас и наиболее достоверную форму восстановляемого текста. Только после этого можно приступать к очищению рукописного предания от порчи всякого рода (emendatio), что достигается при помощи истолкования языка памятника, всех стилистических и иных его особенностей, развития основной мысли и т. п. (interpretatio). Третью и последнюю ступень критики составляет выяснение процесса образования воcстановляемого произведения (originem deteg e re), изыскания относительно личности автора, его времени, внешних отношений, источников и пособий. Ср. "L. Eine Biographie v. M. Hertz" (Б., 1851. перев. на русск. "Пропилеи", т. V), Bursian, "Geschichte d. classisch Philologie" (M. и Л., 1883, 788—768). L и К. Lacher, в "Allg. Encyclop.", под именем Lachmann. Ф. Соколов, "Гомеровск. вопрос" ("Ж. М. Н. Пр.", 1868). В собрании мелких сочинений Л. 1-ый т. содержит статьи по германской филологии, 2-ой — по классической ("Kleinere Schrifften von K. L.", Б. 1876). Ф. Мищенко.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.