Латур — Морис Кантен де (1704-88) — французский живописец. Мастер пастели,создал тип островыразительного аналитического портрета, изображал главнымобразом деятелей эпохи Просвещения («Д Аламбер», 1753).
(La Typ) (La Tour) Жорж де (1593-1652) — французский живописец.Использовав жанровые мотивы и контрастную светотень караваджизма, создалстрогий стиль, отмеченный сдержанностью чувств, насыщенностью цвета,светом, обобщенностью силуэтов и форм («Скорбящая св. Магдалина»,»Отречение апостола Петра», 1650).
Источник: Энциклопедический словарь.
Латур — Ла Тур (La Tour) Жорж де (19.3.1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия, — 30.1.1652, Люневиль, там же), французский живописец. Сформировался под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов. Среди ранних произведений Л. — жанровые сцены
(«Шулера», около 1625, собрание Ландри, Париж. «Ловля блох», 1620-е гг., Музей изящных искусств, Нанси). Важнейшим эмоциональным началом в картинах Л., выдержанных преимущественно в киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак. Религиозные композиции Л., отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни
(«Новорождённый», или «Рождество», около 1630, Музей изящных искусств, Ренн, «Иосиф-плотник», 1640-е г., Лувр, Париж). Искусство Л. было после его смерти совершенно забыто и открыто заново лишь в начале 20 в.
Лит.: Немилова И. С., Жорж де Латур, Л. — М., 1958. Pariset F. G., George de La Tour, P., 1948. George de la Tour. Orangerie de Tuillerie. Exposition. 10 mai — 25 septembre 1972, P., 1972.
Ж. де Латур. «Магдалина со светильником». Лувр. Париж.
Латур — Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5.9.1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, — 17.2.1788, там же), французский живописец. писал преимущественно пастелью. С 1724 жил в Париже. Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает
«жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов. Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т. н. «preparations». преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое начало, Л. часто изображал обществ. деятелей, философов, художников, актрис
«века Просвещения» (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж. этюд — в Музее Лекюйе).
Лит.: Золотов Ю. К., Латур, М., 1960. Leroy A., Maurice Quentin de La Tour et la sociйtй franзaise du XVIII siиcle, P., 1953.
М. К. де Латур. Автопортрет. Пастель. Лувр. Париж.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.