Ларсон (Карл Larsson) — шведский живописец, рисовальщик, скульптор и гравер-аквафортист. Род. в 1855 г. Сначала был ретушером у фотографа, но вскоре сделался известен остроумными иллюстрациями и карикатурами, появлявшимися в журналах, а затем стал работать акварелью, пастелью и масляными красками и заниматься декоративным искусством. Наделенный смелым, находчивым талантом, он умел соединить в своем творчестве кое-что заимствованное от старинных великих мастеров с современным реализмом и живостью собственной фантазии. Из его произведений особенно интересны: три аллегорические стенные картины в галерее Фюрстенберга в Стокгольме, ряд стенных картин в женском училище в Гетаборге, "Рококо и Новое Время" (в стокгольмской гал.), "Профили" (офорты, 1888), "Брита и я" (также офорт), "Лисбета" (гравюра в красках) и "Empire" (1893, офорт).
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.
Ларсон — Ларсон (Larsson)
Карл (28.5.1853, Стокгольм, — 22.1.1919, Сундборн, близ г. Фалун), шведский живописец. Учился в АХ в Стокгольме (1869). Работал как иллюстратор и карикатурист, выполнял панно и росписи на исторические темы (фрески в Национальном музее, Стокгольм, 1894-1908). популярны созданные Л. сцены домашнего быта (масло, акварель, офорт), издававшиеся в виде альбомов
(«Моя семья», 1895. «Ларсоны», 1902. «Дом на солнце», 1909). Лирическая теплота, интимность, несколько идиллическая жизнерадостность сочетались в творчестве Л. с декоративной стилизацией в духе стиля «Модерн».
Лит.: Nordensvan G., Carl Larsson, del. 1-2, Stockh., 1920-21.
К. Ларсон. «Карин и Керсти». Офорт.
Ларсон — Ларсон (Larsson)
Ханс (18.2.1862, Эстра-Клагсторп, Сконе, — 16. 2. 1944, Лунд), шведский философ и писатель. В 1901-27 профессор университета в Лунде. В философии исходил из идей немецкого классического идеализма (И. Канта и Г. Фихте). Завершение познания видел в интуиции — конкретном
«созерцании» действительности как целого, но при этом интуиция, в отличие от А. Бергсона, не противопоставляется у Л. логической мысли, а сама рассматривается как высшая форма интеллектуального процесса. В дальнейшем (1910-30-е гг.) для Л. характерно обращение к платонизму (труды о Платоне и Спинозе). Много занимался проблемами эстетики, психологии и педагогики, философии культуры, социальной жизни и политики. выступал против войны и фашизма. Л. — автор романов и лирических стихотворений, отразивших своеобразие быта и традиций его родной провинции.
Соч.: Grдnsen mellan sensation och emotion, Lund, 1899. Under vдrldskrisen, Stockh., 1920. Poesiens logik, 4 uppi., Stockh., 1922. Filosofien och politiken, 2 uppi., Stockh., 1922. Platon och var tid, 3 uppi., Stockh., 1924. Intuitions problemet, 2 uppi., Stockh., 1925. Spinoza, Stockh., 1931. Gemenskap, Stockh., 1932. Minimum, Stockh., 1935. Mni tro, Stockh., 1941.
Лит.: Nyмаn A., H. Larsson, en svensk tдnkareprofil, Stockh., 1945. Aspelin G., H. Larsson som tдnkare och skriftstдllare, Stockh., 1946. OIsson О., H. Larsson, den politiske tдnkaren, Stockh., 1951.
Л. А. Мацевич.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.