Вы здесь

Значение слова "Лабриола"

Лабриола — Артуро (1873-1959) — один из лидеров и теоретиков синдикализма вИталии (т. н. революционных синдикалистов), экономист.


(Labriola) Антонио (1843-1904) — итальянский философ. Теоретик ипропагандист марксизма, на позиции которого перешел с 90-х гг. «Очеркиматериалистического понимания истории» (т. 1-4, 1895-1925).

Источник: Энциклопедический словарь.

Лабриола (Labriola)

Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. С 1871 приват-доцент по истории философии в этом университете, с 1874 профессор практической философии и педагогики Римского университета. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к началу 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. И. Ф. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении. С университетской кафедры и в публичных лекциях пропагандировал марксизм, стремясь приобщить учащуюся молодёжь и рабочих к идеям научного социализма. Л. содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в её деятельности.

В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии. классов и классовой борьбы. роли народных масс и личности в истории. закономерностей развития буржуазного общества. государства. революции и др.

Главную задачу материалистического понимания истории Л. усматривал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития. Основные положения исторического материализма Л. рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Значительное внимание Л. уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были свободны от некоторых серьёзных противоречий и ошибок: недооценка учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролетарской партии с рабочим классом и его союзниками, ошибочное понимание национального вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).

Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли А. Грамши, П. Тольятти и др. деятелями итальянской компартии.

Соч.: Opere complete, t. 1-3, Mil., 1959-61. Lettere a Engels, Roma, 1949. в рус. пер. — К «кризису марксизма», Киев, 1906. О социализме, СПБ. 1906. Очерки материалистического понимания истории, М.,1960.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 312-13. т. 38, с. 205. т. 39, с. 161. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 500. т. 55, с. 59-60. Плеханов Г. В., О материалистическом понимании истории, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956. Тольятти П., Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.,

«Вопросы философии», 1955, № 5. Верти Дж., Антонио Лабриола и итальянское социалистическое движение, «Новая и новейшая история», 1959, № 3. Dal Pane L., Antonio Labriola. La vita e il pensiero, Roma, 1935. его же, Profilo di Antonio Labriola, Mil., 1948. Berti G., Peruno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.

С. А. Эфиров.

А. Лабриола.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.