Вы здесь

Значение слова "Кьеркегор"

Кьеркегор — (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813-55) — датский теолог,философ, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Г. Гегелясубъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, поКьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую ирелигиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис ореальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализоватьсвою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датскойлитературы, в 20 в. — на экзистенциализм и диалектическую теологию.Основные сочинения: «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843),»Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).

Источник: Энциклопедический словарь.

Кьеркегор — см. Киркегор

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Кьеркегор — Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, — 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. в конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов

(«Или — или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму («Дневник соблазнителя» и др.).

Философские воззрения К. сложились под влиянием немецкого Романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократической иронии, религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. К. критиковал Г. Гегеля за

«объективизм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К. отвергал, как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоставить принципиально иную — субъективную

(«экзистенциальную») диалектику, которая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно К., проходит три качественно различные стадии — эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения

«истины» своего существования. этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние», однако это — ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности. другого пути к богу, по К., нет.

К. настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, «облегчила жизнь».

Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т. е. как её деградация. К. защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.

Сочинения К., отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни К. и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская Диалектическая теология, а с 1920-х гг. — Экзистенциализм. Стиль философствования К. становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли.

Соч.: Samlede vaerker, 2 udg., bd I-15, Kbh., 1920-36. Papirer, [2 udg.], bd 1-13, Kbh., 1968-70. в рус. пер. — Наслаждение и долг, СПБ. 1894. Несчастнейший, в изд.: Северные сборники, кн. 4, СПБ. 1908.

Лит.: Шестов Л., Киргегард и экзистенциальная философия, Париж, 1939. Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора, М., 1970. Быховский Б. Э., Кьеркегор, М., 1972. Haecker Th., S. Kierkegaard…, Mьnch., 1913. Przywara Е., Das Geheimnis Kierkegaards,

Mьnch., 1929. Dempf A., Kierkegaards Folgen, Lpz., 1935. Alien Е. L., Kierkegaard: his life and thought, N. Y. — L., 1936. Wah I J., Etudes Kierkegaardiennes, 2 ed.. P., 1949. Kassner R., S. Kierkegaard, Hdlb., 1949. HohIenberg J. F., S. Kierkegaard, P., [1956]. Jolivet R., Aux sources de lexistentialisme chr

йtien. Kierkegaard, P., [1956]. Anz, W., Kierkegaard und der deutsche Idealismus, Tьbingen, 1956. Lowrie W., Kierkegaard, v. 1-2, N. Y., [1962]. Heiss R., Die gro&beta.en Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx, Kцln — B., 1963. Mesnard P., Kierkegaard, 3

йd., P., 1963. Adorno Th. W., Kierkegaard. Konstruktion des Дsthetischen, [3 Aufl.], Fr/M., 1966. Malaquais J., S. Kierkegaard: foi et paradoxe, [P., 1971]. Jorgensen A., Soren Kierkegaard-litteratur. 1961-1970, [Aarhus, 1971].

Ю. Н. Давыдов.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.