КОНТРАПУ́НКТ, -а, м. Муз.
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
[Нем. Kontrapunkt]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года, когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».
В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:
нота против ноты;
две ноты против одной;
четыре ноты против одной;
ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);
смешение предыдущих четырех подходов.
Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525—1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685—1750).
Источник: Wipedia.org
КОНТРАПУ'НКТ, а, мн. нет, м. [нем. Kontrapunkt] (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта — творчество Баха и Генделя. Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
контрапункт
1. муз. одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов
2. муз. полифоническое произведение
3. муз. устар. музыкально-теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением контрапунктических композиций
4. кино осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения
5. филол. противопоставление нескольких сюжетных линий
Источник: Wiktionary.org