Йорданс — (Jordaens) Якоб (1593-1678) — фламандский живописец. Жанровые имифологические композиции с изображением полнокровных типов крестьян ибюргеров отличаются жизнеутверждающим чувственным восприятием мира,плотной энергичной манерой письма, теплым звучным колоритом («Сатир вгостях у крестьянина», «Бобовый король»).
(Jordaens) Якоб (19 мая 1593 — Антверпен — 18 октября 1678, тамже), фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился вАнтверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастергильдии св. Луки, с 1621 — декан гильдии. Испытал влияние Караваджо,Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел вкальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей имонастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, историческиесюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей,акварелей. Творчество В творчестве Йорданса почвенное начало фламандскогоискусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой.Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому не стремилсяприноравливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистическогомироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего онне обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов,столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжетытрактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим инравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусствеЙорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаическойобстоятельности. Ранний период. Композиция В раннем творчестве, отмеченномвлиянием Караваджо (первая датированная работа «Поклонение Волхвов», 1616,Метрополитен-музей. «Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя»,ок. 1616, Музей искусств, Роли, Сев. Каролина. «Поклонение пастухов»,1618, Национальный музей, Стокгольм. «Четыре евангелиста», 1617-1618,Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное освещение, лепящее крепкомоделированные объемы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодогомастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, гденемногочисленные, но представленные в натуральную величину фигурывыдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишеннойпространственной глубины. избранный художником низкий горизонт усиливаетвпечатление грузности тел и предметов. Эти приемы, возможно, были связаныс активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законамипостроения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжетыпредставлены такие же полнокровные типы («Воспитание Юпитера»,Художественные собрания, Кассель. «Жертвоприношение Церере», Прадо.»Мелеагр и Аталанта», Лувр). «Аллегория плодородия» Менее удачныотвлеченно-аллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося ктеме «Аллегории плодородия» (1617, Старая пинакотека, Мюнхен. 1625-28,Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Музей изящных искусств,Гент. Галерея Уоллес, Лондон. ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген.ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская»Аллегория плодородия» кажется в целом перегруженной массивными фигурамиобнаженных натурщиц. «Сатир в гостях у крестьянина» Ярче всего своеобразиеЙорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровыемотивы. он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях,поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселяхранится несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина»,написанной на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскуютрапезу, удивлен двуличием людей — поведением крестьянина, который дует накашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы ихсогреть. И сатир и крестьянин — дети одной природы — тесно сгрудилисьвокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног,бытовые предметы на переднем плане переданы с пластическойосязательностью. Широкий плотный мазок, крупные красочные пятна синих,красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками,отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве(ок. 1620). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботнопирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейногоконцерта. Среди излюбленных сюжетов — праздник «бобового короля»,отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине «Бобовыйкороль » (ок. 1638, Эрмитаж. до 1656, Музей истории искусств, Вена) царитдух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж. избегаярезких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается кболее мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков отзолотисто-розового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юморабытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретахЙорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы.Некоторые из них близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615),более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ванЗурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. вАнтверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смертиРубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживаеттворческий перелом. Грандиозный объем работ, включавшийдекоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившиеот королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие,исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею,Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активномучастии мастерской, — все это постепенно привело к утрате Йордансомтворческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам.Одна из самых помпезных работ такого рода — циклдекоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландскогоштатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу»)исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.
Источник: Энциклопедический словарь.
Йорданс (Jordaens)
Якоб (19.5.1593, Антверпен, — 18.10.1678, там же), фламандский живописец. Сын торговца тканями. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Создал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В искусстве Й. с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Й. значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. В ранних произведениях Й.
(«Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж, Ленинград: «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Й., выполненных в 1620-1630-х гг.
(«Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель. «Семейный портрет», около 1622-24, Прадо, Мадрид. «Аллегория плодородия», около 1625-28, Музей старинного искусства, Брюссель. «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. Й. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
Лит.: [Смольская Н.], Якоб Йорданс. [Альбом], М., 1959. Puyvelde L. van, Jordaens, P. — Brux., 1953.
Я. Йорданс. «Сатир в гостях у крестьянина». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Я. Йорданс. Автопортрет (фрагмент). Галерея Уффици. Флоренция.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.