Вы здесь

Значение слова "Изелин"

Изелин — (Iselin) Исаак (1728-82) — швейцарский просветитель. Один изоснователей Гельветического общества.

Источник: Энциклопедический словарь.

Изелин (Исаак Iselin, 1728-1782) — швейцарский мыслитель, уроженец Базеля, где отец его Яков Христоф И. (1681-1737) — известный историк и публицист, был профессором богословия, и где Исаак Изелин, с 1754 г. был членом большого совета, а с 1756 г. секретарем его. По своему мировоззрению, И. примыкал к франц. литературе эпохи просвещения. В своем главном труде: "Ueb e r die Geschichte der Menschheit" (2 т. Цюрих, 1768. 6 изд. 1791), первоначально появившемся анонимно, под заглавием: "Philosophische Mutmassungen &uuml. ber die Geschichte der Menschheit" (2 т., Франкфурт, 1764) И., в противоположность Руссо, который золотой век человечества относил к прошедшему, утверждал, что умственное и социальное развитие человечества неразрывно связано с нравственным его усовершенствованием и в то же время заключает в себе условия для всеобщего материального благополучия. Другие труды И.: " Vermischte Schriften" (2 т., Цюр. 1770). "Philosophische und Patriotische Tr &auml. ume eines Menschenfreundes" (Цюр., 1759. 2 изд. 1767). "Ephemeriden der Menschheit" (т. I — VIII, Базель, 1776-1779, т. IX — X, Лпц., 1780-82. ежемесячное издание, предпринятое по образцу "Eph &eacute.m&eacute. rides du citoyen" 1767 и сл. гг., а после смерти И. изд. Беккером в Дрездене до 1786). "P &auml. dagogische Schriften" И., поклонника Базедова, издал Н. G &ouml. ring (Лангензальца, 1882). Ср. Miaskowski, "Isaak I." (Баз., 1875). Wieland, "Dem Andenken Isaaks I." (Баз. 1891).

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Изелин (lselin)

Исаак (7.3.1728, Базель, — 15.7.1782, там же), швейцарский просветитель. Изучал историю и философию в Базеле и Гёттингене. В 1761 был одним из основателей Гельветического общества. Из сочинений И. наиболее известен вышедший в 1764 2-томный трактат «Об истории человечества».

История рассматривается им как прямолинейное поступательное развитие от более низких форм к более высоким, а буржуазная цивилизация как вершина прогресса, она призвана обеспечить материальное благополучие и счастье человечества. Главным врагом прогресса И. считал войну, а его главной целью — единение всех народов.

Соч.: Trдume eines Menschenfreundes, Tl 1-2, Basel, 1776.

Лит.: Гулыга А. В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., «Новая и новейшая история», 1963, № 3. Im Hof U., Isaak lselin…, T. 1-2, Basel, [1947].

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.