Вы здесь

Значение слова "зиждительный"

ЗИЖДИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Книжн. устар. Созидающий, творческий. Когда талант в человеке есть --- выражение внутренней сущности человека, его личности, его натуры — тогда, каков бы ни был объем этого таланта, он уже сила творческая, зиждительная. Белинский, А. В. Кольцов. Его [бонапартизма] слава кровавая, она вся из трупов. В нем нет силы зиждительной, нет производительной деятельности. Герцен, Франция или Англия?

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

ЗИЖДИ'ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое (книжн. устар. церк.). Творческий, созидающий.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

зиждительный

1. устар. созидающий, творящий, строящий

Источник: Wiktionary.org

  • Иногда, впрочем, и зиждительная, и разрушительная роль достаётся тому же племени, как это было с германцами и аравитянами.
  • Мало того: в своей кульминационной точке, то есть достигнув полного философского синтеза, знание сольётся с религией воедино, потому что философия докажет то, что религия априорно утверждает, именно присутствие в мире единой зиждительной идеи.
  • Для народов, на христианстве выросших, этого рода ассимиляция — мистически-церковная, с какой бы стороны она ни пришла, — есть и будет прежде всего явлением охраняющим, зиждительным, а никак не революционным, подобно ассимиляции утилитарной (свободно-равенственной).
  • На индийской почве с течением времени выработалось представление о двух началах: благодетельном, зиждительном и хранительном — Вишну, и злом, разрушительном — Шива, и оба начала, как у других народов, стали друг подле друга в равносильном положении.
  • Здесь, следовательно, мы имеем дело с чистым, полным дуализмом; начало или божество злое, разрушительное, стоит рядом с божеством добрым, зиждительным, на совершенно равных правах; человек одинаково служит им обоим и нисколько ещё не сознаёт своей обязанности служить исключительно доброму началу и под его знаменем ратовать против злого, как мы это увидим в религиозном учении арийского племени, к наблюдениям над историческою жизнию которого мы теперь и переходим.