Вы здесь

Значение слова "Едигей"

Едигей — («Идиге») (1-я пол. 15 в.) — героический эпос, распространенныйсреди татар, казахов, ногайцев, башкир, каракалпаков, крымских татар, узбеков и тюркских народов Зап. Сибири. Историческая основа «Едигея» -борьба эмира Едигея с золотоордынским ханом Тохтамышем (кон. 14 в.). образ Едигея в эпосе мифологизирован.

Источник: Энциклопедический словарь.

Едигей — см. Эдигей.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Едигей — Идигу, Идику (1352-1419), эмир Белой Орды из племени мангыт. К 1396 стал самостоятельным правителем междуречья Волги и Яика и явился основателем Ногайской Орды, окончательно оформившейся при его сыне Нурадине (правил в 1426-40). Е. начал вместе с Тимур-Кутлуком войну с Тохтамышем. В 1397 Е. стал главой золотоордынского войска. в 1399 разбил на р. Ворскле соединённые силы литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша. После смерти Тимур-Кутлука в 1399 Е. фактически стал главой Золотой Орды, в последний раз произведя объединение всех прежних улусов Джучи. В 1406 Е. убил Тохтамыша, обосновавшегося в Западной Сибири. в 1407 организовал поход на Булгар. В 1408 напал на Русь, чтобы заставить её снова платить дань Золотой Орде, разрушил ряд городов (Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и др.), осадил Москву, но взять её не смог. Во время смуты 1410-12 Е. потерял власть в Орде и бежал в Хорезм, откуда его изгнал гератский хан Шахрух в 1414. Убит близ г. Сарайчика одним из сыновей Тохтамыша.

Лит.: Греков Б. Д. и Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М. — Л., 1950. Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960.


Едигей — Едигей («Едигей»,)

«Идиге», героический эпос, распространённый среди татар, казахов, ногайцев, башкир, каракалпаков, крымских татар, узбеков и тюркских народов Западной Сибири. Исторической основой эпоса «Е.» являются события, связанные с возвышением мангытского эмира Едигея и его борьбой с золотоордынским ханом Тохтамышем (90-е гг. 14 в.) при участии Тимура. Политическая борьба в эпосе изображается исключительно в рамках распри. Каждая национальная версия отличается оригинальностью и отражает специфику жизни и культуры своего народа. Сказания о Едигее, его предках и потомках объединены в генеалогические циклизации казахского эпического свода «Сорок богатырей».

Публ.: Аймбетов К., Едиге, М., 1937.

Лит.: Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958. Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М., 1962.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.