Еврипид — (ок. 480 до н. э. — 406 до н. э.) — древнегреческийпоэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил,Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинскойдемократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим,этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическоедействие рассудочные — в духе софистов — интонации философского диспутаили судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом,доходящим до интереса к патологическому (в «Вакханках» и особенно в»Геракле»). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усилениебытового элемента, интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит»).Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них — наевропейскую драматургию.
Источник: Энциклопедический словарь.
Еврипид — Эврипид (Euripнdes) (около 480 до н. э., Афины, — 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиционных этических норм. Если в
«Гераклидах» прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии «Ифигения в Авлиде» идёт на смерть ради победы греков, то в «Троянках» Е. протестует против афинской завоевательной политики, в
«Просительницах» обеспокоен социальным расслоением демократических Афин, в «Оресте» — активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутреннему миру человека, при этом он изображал людей «такими, каковы они есть»
(слова Софокла), а не нормативными, возвышенными. Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери («Медея»). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви
(«Ипполит»). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как «трагичнейшего из поэтов». У Е. возникают и религиозные сомнения, свидетельством чего являются критические высказывания о богах действующих лиц
«Электры», «Иона» и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы — их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифологические герои. Роль хора в произведениях Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произведениях Е. охотно пользуется приёмом Деус экс махина.
Соч.: Texte йtabli et trad. par L. Mйridier, L. Parmentier et Н. Grйgoire, v. 1-6, P., 1942-59. в рус. пер. — Трагедии, т. 1-2, М., 1969.
Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878. История греческой литературы, т. 1, М.-Л., 1946, гл. 24. Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, §5. Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L. — [a. o.], 1947. Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175-77).
В. Н. Ярхо.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.