Евиониты — так назывались с конца II в. иудействующие христиане, продолжавшие держаться Моисеева закона (обрезания, соблюдения субботы и постановлений относительно пищи) и отвергавшие проповедь ап. Павла о свободе язычников от ига этого закона и авторитетность новозаветных сочинений. Название это произошло, по одним, от Евиона, основателя секты, но вернее — от др. еврейск. "ebjonim", т. е. бедные, как себя называли первые христиане из евреев, и дано Е. их противниками после того как церковь признала их еретиками. сами же они называли себя назарянами. Евионизм важен для критического изучения первобытного христианства. История его очень темна. Часть Е. постепенно слилась с православною церковью, остальные упорно отстаивали свое учение. В Иисусе Христе Е. видели сначала лишь сына Иосифа и Марии, на которого при крещении снизошел Св. Дух. но затем и среди них стало распространяться учение о зачатии его от Св. Духа. Кажется, под влиянием ессеев проник к ним и тот взгляд, по которому Иисус Христос был воплощением ангела, или архангела, или "истинного пророка", являвшегося патриархам и Моисею. Е. усвоили и много друг. воззрений ессеев относительно отмены кровавых жертв, подлинности Ветхого Завета и др. Из новозаветного канона они признавали лишь Евангелие от Матфея и откровение Иоанна, особенно враждебно относясь к апост. Павлу и его учению. Дольше всего Е. держались в Сирии и Палестине, пока около конца IV в. они не стала приходить в более частые сношения с православными. Тогда среди них различались 2 партии: простые (или фарисейские) Е. и ессейские Е. Последние населяли те же места, где раньше жили ессеи, у Мертвого моря. В I V— V в. они исчезают из истории. Op. Lipsins, "Zur Quellengeschichte des Epiphanios" (1865). Dorner, "Entwicklungsgeschichte d. Lehre v. d. Person Christi" (2 изд., I, стр. 301).
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.