Дхвани (санскр., буквально — отзвук)
категория средневековой индийской поэтики, согласно которой художественное наслаждение от литературных произведений достигается не образами, создаваемыми прямым значением слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые вызываются этими образами. Первые, непосредственные образы называются
«вачья» (высказанное), вторые называются «пратиямана» (подразумеваемое) и воспринимаются только теми, кто знает смысл поэзии. Теорию Д. разработал в середине 9 в. Анандавардхана. Применение Д. в сочетании с др. категориями традиционной индийской поэтики создавало крайнюю изощрённость художественной формы, исключало необходимость обращения поэтов к новым темам и сюжетам. Д. вошло и в поэтику национальных индийских литератур.
Лит.: Kane Р. V., History of Sanskrit poetics, Bombay, 1951. Upadhyay В., Sanskrit alochana, Varanasa, 1957. De S. K., History of Sanskrit poetics, v. 2, Calc., 1960, p. 139-75.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.