Дхармашастра — Под этим термином разумеются законники (классической эпохи индийской литературы), выработавшиеся из ведийских Дхармасутр, с прибавкой материала, почерпнутого из Грхьясутр (Gŗ hyasû. tra = "Домострой", руководство к домашнему культу), обычного права и т. д. Дхармасутры написаны большею частью эпическими двустишиями, или шлоками (ç. loka), а Д. — главным образом прозой. Д. получили несравненно более широкое распространение, чем Дхармасутры, всегда имевшие значение только для той или другой ведийской школы. Д. являются продуктом такой эпохи, когда изучение права и обычаев развилось уже в особую, самостоятельную отрасль знания, между тем как в ведийском периоде право еще тесно связано с культом и религией. Связь Д. с Ведами сказывается лишь в том, что Веды служат для них верховным авторитетом. Везде заметно желание составителей дать систематическое изложение индийского права. В Д. обыкновенно различают три главные части: 1) ачара (обычай) — общие правила доброго поведения. 2) вьявагара (процесс) — судопроизводство, и 3) пр á. яшьчитта (удовлетворение, искушение) — устав о наказаниях. Древнейший и важнейший памятник этого рода — законы Ману (см.). за ним следуют законник Яджнявалкьи (изд. А. Ф. Штенцлером, Б., 1849, с переводом) и кодекс гражд. права — Нарадасмрти, VI или VII в. по Р. X. Всех Д. более 100, но среди них есть и совсем малоценные тексты. многие известны только в отрывках и цитатах. Самые поздние Д. древнее XI—XII в. (уже упоминаются в литературе этого времени), а большая часть — древнее IX века. Издание большей части Д. сделано инд. пандитом J î.vâ.nanda Vidyâ.sâ.gara ("Dharmaç.â. stra sangraha", Калькутта, 1876). Ср. Jolly, "Outlines of an History of the Hindu Law" (Калькутта, 1885, стр. 41 и сл.). Stenzler, "Zur Literatur der Indischen Gesetzb ü cher" (в "Indische Studien", взд. А. Вебером в Берлине, т. I). С. Б—ч.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.