Вы здесь

Значение слова "Дункан"

Дункан — (Duncan) Айседора (1877-1927) — американская танцовщица. Была вчисле основоположников школы танца «модерн». Использовала древнегреческуюпластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24жила в России, организовала собственную студию в Москве. Жена С. А.Есенина.

Источник: Энциклопедический словарь.

Дункан — Данкан (Duncan) Айседора (27.5.1878, Сан-Франциско, — 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из первых современных танцовщиц, противопоставившая классической школе балета свободный пластический танец. В 1903 впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Отрицая школу классического танца, Д. выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей. В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства, стремилась органически связать танец и музыку. Д. отказалась от условных жестов и поз, пользовалась естественными выразительными движениями. Балетный костюм (пачку, трико) заменила свободной туникой, танцевала без обуви

(«танец босоножек»). Д. считала, что движения в танце обусловливаются «внутренним импульсом». В концертных выступлениях использовала классическую симфоническую и фортепианную музыку, иллюстрируя танцем произведения Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др. Танец Д. близок пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на

«полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. «Свободные движения», не подкреплённые техникой танца, значительно обедняли её искусство. Д. не оставила системы, которая могла бы удовлетворить требованиям профессионального хореографического искусства. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Д. гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907-13), одна из первых зарубежных артистов, оценивших значение социалистического государства для развития искусства (создала ряд танцев на революционные темы). В 1921-24 жила в СССР. В 1921 организовала в Москве студию (существовала до 1949), которой после отъезда Д. руководила её приёмная дочь Ирма Д.

Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. [с англ.], М., 1930. Танец будущего, пер., М., 1907.

Лит.: Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917. Шнейдер И., Встречи с Есениным. Воспоминания, М., 1965. Seroff V., The real Isadora. A biography, N. Y., 1971.

Н. П. Рославлева.

А. Дункан в тунике.

Айседора Дункан. Карандаш. 1908. Художник Л. С. Бакст.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.