Гельвеций — (Helvetius) Клод Адриан (1715-71) — французский философ.Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве,мышление и ощущение — свойства материи. В то же время считал сознание истрасти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонникучения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытноепроисхождение нравственных представлений, их обусловленность интересамииндивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773,посмертно).
Источник: Энциклопедический словарь.
Гельвеций (Helvйtius)
Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя научным занятиям. Одно из главных соч. Г. —
«Об уме» (1758. рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.
Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования. Г. одним из первых среди французских материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания английского философа Дж. Локка, придав его сенсуализму открыто материалистический характер. Г. был противником Агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души. однако не вышел за пределы метафизического мышления, оставив нерешенной проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, сводя мышление к его чувственной основе.
Критик теологического воззрения на общественную жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестественных сил, не выходя, однако, за пределы идеалистического понимания истории. Г. начинал изучение общественных явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Г. критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике религиозную и спиритуалистическую этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и представлений, Г. доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с общественным интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.
Г. выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Считая республиканскую форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которого вкладывал буржуазно-демократическое содержание.
Деятельность Г. сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.
Соч.: &OElig.uvres complиtes, v. 1-14, P., 1795. в рус. пер. — Счастье. Поэма, М., 1936. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.
Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956. Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934. Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955. Силин М. А., К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист 18 в., М., 1958. Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4. Keim A., Helv
йtius, sa vie et son &oelig.uvre. P., 1907. Grossman M., The philosophy of Helvetius…, N. Y., 1926. Horowitz I. L., Claude Helvetius…, N. Y., 1954.
Х. Н. Момджян.
К. А. Гельвеций.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.