Гейнсборо — (Gainsborough) Томас (1727-1788) — английский живописец. Полныеодухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок. 1770.»Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок. 1771)отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.
(Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 — Садбери, Суффолк — 2августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейшийпортретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младшийсын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отцаотпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематическогохудожественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некотороевремя учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившегоего со стилем французского рококо. Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство сголландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор.Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче.Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции,изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающихпровинциальных помещиков, их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой»,около 1749, Галерея Тейт, Лондон. «Мистер Браун с женой», 1754/55).Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо понастроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («СадГейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). В Батеи Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборопереезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремиласьреспектабельная публика. Художник работает в имениях столичныхаристократов. во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимисятам работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментомего творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя изнатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («ПортретАбеля», ок. 1777. «Портрет музыканта Фишера», ок. 1788, Бекингемскийдворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга — актераГаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избираетсячленом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает вЛондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явноепредпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившисьс Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестаетвысылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьмаутонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатываетпарадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный наизучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборопрежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность.Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы напортретах Гейнсборо («Голубой мальчик» — портрет Дж. Бартола, ок.1770,Сан-Марино. «Портрет дамы в голубом», 1770-е гг., Эрмитаж). двойныепортреты — воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» — портрет У.Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон. «Портрет Элизы иТомаса Линли», 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, елеуловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лонеприроды, в кругу близких. Этой «преданностью мечтам» и искренностьючувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализмапоследних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуознойлегкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения,отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентируетобъема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойныхсостояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словнопереливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие,мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно,оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точнорассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращаетсяв живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани.Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровымипереливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов,необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и «воображаемые сцены» Хотя заказына портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии понесуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»).Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером,кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно используетновые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняетсерию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов,смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами. В последние годыГейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном этоидеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка споросятами», 1782, собрание Хауарда. «Девочка, собирающая грибы», собраниеУорда) — мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминаютобразы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.
Источник: Энциклопедический словарь.
Гейнсборо (Gainsborou gh) — город в английском графстве Линкольн, при реке Трент. Жителей 17660. Оживленная торговля. обширные заводы и фабрики сельскохозяйственных машин, сталелитейные, пивоваренные и др.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.
Гейнсборо (Gainsborough)
Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, — 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740-х гг. в Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг. — в Ипсуиче, с 1759 — в Бате, с 1774 — в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Г. начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия
(«Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов — провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Развитый стиль портретной живописи Г., сложившийся под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворённой трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы
(«Голубой мальчик» — портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США. портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград. «Пердита» — портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон. портрет Сары Сиддонс, 1784-85, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей
(«Дочери художника», около 1759, и «Утренняя прогулка» — портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Г. независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутреннюю независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Г. отличается виртуозной лёгкостью, воздушностью, изысканной нежностью. динамичная игра мелких разноцветных мазков придаёт картинам Г. изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные, голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Г. с их мягкой гармоничностью, лёгкой игрой света
(«Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон). Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Г., полных трепета жизни и серебристой воздушности.
Лит.: [Кузнецова И.], Томас Гейнсборо, M., 1963. Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949. Waterhouse E. K., Gainsborough, [L.], 1958.
Т. Гейнсборо. «Утренняя прогулка» (портрет У. Хэллета с женой). 1785. Национальная галерея. Лондон.
Т. Гейнсборо. Автопортрет. 1754. Собрание Чамли. Англия.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.