Вы здесь

Значение слова "Всеобщее Обучение"

Всеобщее Обучение — (всеобуч — всеобщее образование), получение всеми детьмишкольного возраста определенного уровня образования, установленногозаконодательством страны.

Источник: Энциклопедический словарь.

Всеобщее обучение — см. Начальное народное образование.

Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.

Всеобщее обучение — всеобуч, обучение всех без исключения детей определённого возраста в общеобразовательных школах, дающих определённый минимум знаний. В. о. обеспечивается системой государственных мероприятий (законодательные акты об обязательности обучения, государственные ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).

Необходимость введения В. о. явилась одним из требований народных масс на протяжении нескольких столетий. Обязательность обучения была провозглашена Великой французской революцией (конец 18 в.). Требование общественного и бесплатного воспитания всех детей было выдвинуто К. Марксом и Ф. Энгельсом в

«Манифесте Коммунистической партии» (1848), а попытка его практического осуществления сделана Парижской Коммуной (1871).

Впервые законы о начальном В. о. были приняты в отдельных государствах Германии (например, в Веймаре, Гессене) ещё в 17 в. Введение законов о В. о. в капиталистических странах было теснейшим образом связано с развитием в 19 в. машинного производства и потребностью его в грамотных рабочих, с борьбой трудящихся за культуру и знания. Законы о начальном В. о. приняты в Дании в 1814, в Швеции — в 1842, в Норвегии — в 1848, в США — в 1852-1900, в Японии — в 1872, в Италии — в 1877, в Великобритании — в 1880, во Франции — в 1882, в странах Латинской Америки — в начале 20 в.. в ряде стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор. Бурный технический прогресс, вызвавший революцию во всех отраслях производства в конце 19 и начале 20 вв., потребовал организации в развитых странах государственной системы подготовки высококвалифицированных рабочих, в связи с чем пересматривались законы о В. о., увеличивались сроки обязательного обучения, повышался объём знаний, общеобразовательная школа в большинстве стран стала бесплатной.

Хотя, по официальной статистике, в высокоразвитых капиталистических странах (США, Великобритания, Япония, Франция и др.) почти все дети обязательного школьного возраста обучаются в общеобразовательных школах, по данным ЮНЕСКО, в конце 60-х гг. в мире насчитывалось 740 млн. неграмотных, в странах Азия, Африки и Латинской Америки только 47% детей (5-14 лет) посещают школы. Некоторые народы колониальных стран до сих пор не имеют письменности и школ с обучением на родном языке. В капиталистическом обществе школа продолжает быть классовой, бесплатность начального и даже среднего образования в значительной мере обесценивается сохранением высокой платы за обучение на высших ступенях образования.

В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. В связи с этим В. И. Ленин в 1913 писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России… Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России»

(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Требование обязательного общего и профессионального бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Октябрьской социалистической революции в стране было введено В. о. В октябре 1918 ВЦИК утвердил

«Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. 8-й съезд РКП (б) (1919) принял программу партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 августа 1923 СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана В. о. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 определили конечный срок введения начального В. о. в РСФСР — 1933/34 учебный год. Аналогичные законы приняты правительством УССР 5 августа 1925, правительством БССР 7 апреля 1926. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении».

К 1934 начальное В. о. было осуществлено повсеместно. В 1933-37 в СССР было введено обязательное семилетнее В. о. в городах и рабочих посёлках, значительное развитие получило среднее образование. Осуществление обязательного семилетнего В. о. было прервано Великой Отечественной войной, однако уже в 1956 оно в основном было завершено. Законом

«Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) взамен семилетнего было введено обязательное восьмилетнее В. о. детей от 7 до 15-16 лет.

Развитие В. о. в союзных республиках характеризуется данными табл. 1.



Табл. 1. — Численность учащихся в общеобразовательных школах всех видов (тыс. чел., на начало учебного года)

1914/15 1940/41 1969/70
СССР . . . . . . . . 9656,4 35 552 49 426
В том числе: 5684 20 633 25 795
РСФСР . . . . . . .
Украинская
ССР . . . . . . . . . 2607 6830 8480
Белорусская
ССР . . . . . . . . . 489 1737 1852
Узбекская ССР 18 1325 3154
Казахская ССР 105 1148 3141
Грузинская ССР 157 767 1016
Азербайджан- 73 695 1394
ская СССР . . .
Литовская ССР 118 380 573
Молдавская
ССР . . . . . . . . . 92 440 795
Латвийская
ССР . . . . . . . . . 172 242 353
Киргизская
ССР . . . . . . . . . 7 334 751
Таджикская
ССР . . . . . . . . . 0,4 315 740
Армянская ССР 35 333 635
Туркменская
ССР . . . . . . . . . 7 252 536
Эстонская ССР 92 121 211



Успехи В. о. в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы отражены в табл. 2.



Табл. 2. — Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (млн. чел., на начало учебного года)

Классы 1914/15 1940/41 1969/70
1-4-й . . . . . . . . 9,0 21,7 21,2
5-8-й . . . . . . . . 0,5 12,5 20,7
9-10 (11)-й . . . 0,1 1,3 7,4



Об охвате обучением детей старшего школьного возраста нельзя судить только по количеству учащихся в 9-10 (11)-х классах, так как часть детей этого возраста продолжает образование в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах. На начало 1970/71 учебного года в различного типа учебных заведениях продолжали образование около 80% окончивших 8-летнюю дневную школу.

В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС в 9-й пятилетке будет завершён переход на всеобщее среднее образование.

Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является дальнейшее развитие профессионально-технических училищ, дающих среднее образование (при сохранении ведущей роли общеобразовательной школы).

В СССР имеются всесторонние государственные гарантии успешного развития всеобщего среднего образования: право граждан на образование независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и социального положения, провозглашённое Конституцией СССР. обязательность и бесплатность обучения. государственная система учебно-воспитательных учреждений. наличие различных учебных заведений, дающих среднее образование, — средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодёжи, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития. единство и преемственность всех типов учебных заведений, возможности беспрепятственного перехода из низших ступеней обучения в высшие, т. е. отсутствие школ-тупиков. территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР. совместность обучения лиц обоего пола. государственный учёт детей школьного возраста и контроль за посещением ими учебных занятий, укомплектование школ учителями соответствующей квалификации. строительство и содержание школ за счёт государства. материальная помощь государства учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.

Лит.: Ленин В. И., Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6. его же, К вопросу о политике министерства народного просвещения, там же, т. 23. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917-1947 гг., в. 1-2. М. — Л., 1947. Малышев М. П., О всеобщем обучении в СССР, в сб.: Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953. Культурное строительство СССР. Статистический сб., М., 1956. СССР в цифрах. Статистический сб. М. 1958. Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов, М., 1967. Народное образование в СССР. 1917-1967, М., 1967. Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. М. Новиков.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.