Вы здесь

Значение слова "Васнецов"

Васнецов — Андрей Владимирович (р. 1924) — российскийхудожник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991),член-корреспондент АХ (1988). Внук В. М. Васнецова. Председатель правленияСХ (с 1988). Строгие, простые по выразительным средствам мозаики,декоративные скульптуры, рельефы (мозаика «Человек и печать» в новомздании газеты «Известия», 1977, совместно с Н. И. Андроновым,Государственная премия СССР, 1979).


Виктор Михайлович (1848-1926) — российский живописец. Брат А. М.Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876),лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории,народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881,»Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А.Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписиВладимирского собора в Киеве, 1885-96). Виктор Михайлович Юрий Алексеевич (1900-73) — российский график, народный художник России(1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстрацийк детским книгам («Ладушки», «Радуга-дуга») и эстампов. Государственнаяпремия СССР (1971).

Источник: Энциклопедический словарь.

Васнецов — Аполлинарий Михайлович [25.7(6.8).1856, с. Рябово, ныне Кировской области, — 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1888), один из организаторов

«Союза русских художников» (1903). С 1900 — академик петербургской АХ. Автор эпических пейзажных полотен («Родина», 1886. «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891. «Кама», 1895, — все в Третьяковской галерее). С 1890-х гг. обратился к историческому пейзажу и создал большое число архитектурных пейзажей древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью

(«Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, Русский музей. «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театральным постановкам («Хованщина» Мусоргского, 1897, в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. «Сказание о невидимом граде Китеже…» Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре).

В 1901-18 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.

Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908. Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И.[и др.]. История русского искусства, т. 2, М., [1910-11], гл. XIV, c.225-50.

Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856-1933, М., 1956. А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.

A. М. Васнецов.

А. М. Васнецов. «Москва. XVII век. Базар». Исторический музей. Москва.


Васнецов — Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве.

В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изданий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме.

В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, — обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

В. создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа,

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи В. 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке

«Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В., — пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, — оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 — начале 20 вв. Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 В. выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885-96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль

«Модерн». В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878. Ивана Петрова, 1883. оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная

«Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой. 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918. «Кащей Бессмертный», 1917-26. обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954. Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955. Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

В. М. Васнецов.

В. М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва.

В. М. Васнецов. «Богатыри». 1881-98. Третьяковская галерея. Москва.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.