Вы здесь

Значение слова "Булгаков"

Булгаков — Борис Владимирович (1900-52) — российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний.


Михаил Афанасьевич (1891-1940) — русский писатель. В романе»Белая гвардия» (1925-27), пьесах «Дни Турбиных» (постановка в 1926),»Бег» (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». Многие произведения писателяпри жизни не публиковались. Повесть и рассказы: «Роковые яйца»,»Дьяволиада» (обе книги 1925), «Собачье сердце» (1925, опубликована в1987). «Театральный роман» (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). Вромане «Мастер и Маргарита» (1929-40, опубликован в 1966-67) — идеявечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силамзла, воплощенная в двух временных планах. в гротескно изображеннойсовременности (с использованием мифологической образности) и евангельскихсценах.
Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82) — русский историк, академик Петербургской АН (1854). Труд «История русской церкви» (т. 1-12).
Сергей Николаевич (1871-1944) — русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиознойфилософии, затем к православному богословию. Основные сочинения:»Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-45),»Философия имени» (издано в 1953). Сергей Николаевич (16 июня1871, Ливны — 13 июля 1944, Париж), русский философ и православныйбогослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовнойсеминарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии истатистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма изанимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынкахпри капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (т.1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращаетсяк философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характернадля русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним изпризнанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике «Проблемыидеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программнымназванием «От марксизма к идеализму» (1903), активно участвует вомножестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения -в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии», «ОВладимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства»Путь», где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русскойрелигиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы(как беспартийный «христианский социалист»). Важнейшие из лекций и статейэтого периода собраны им в сборнике «Два града» (т. 1-2, 1911). Вфилософских разработках 1910-х (монографии «Философия хозяйства», 1912, иособенно «Свет Невечерний», 1917) Булгаков намечает основы собственногоучения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однакоиспытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесспостепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершаетсяуже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активноучаствует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви(1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьскийпереворот он откликнулся диалогами «На пиру богов», написанными в стиле идухе «Трех разговоров» Соловьева и вошедшими в коллективный сборник «Изглубины» (1918. переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В»Философии имени» (1920. издано 1953) и «Трагедии философии» (1920-21,издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианскоеумозрение может быть выражено без искажений исключительно в формедогматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферойего творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ поинициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащихвысылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгогопребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессорацерковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научногоинститута в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самойкончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессоромдогматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье(комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности ибогословской науки. Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых егосъездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжалего курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологовэкуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал напороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако допоследних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию ичитать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать надновыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила напервый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия икультура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путьрусской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков — один из главных выразителей «веховства» («Вехи», 1909, ст.»Героизм и подвижничество») как идейного движения, призвавшегоинтеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелогореволюционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализхристианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также ибуржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партии христианскойполитики», отклики на злобу дня (с позиций христианскоголиберально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вследза Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полнымиверы во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах»На пиру богов» и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики итревожной непредсказуемости. Философия и богословие Учение Булгакова прошлов своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) ибогословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории каквоссоединения с Богом. Его движущий мотив — оправдание мира, утверждениеценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласнокоторому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительнуюпрерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправданиематерии, и тип своего философского мировоззрения он иногда определялвзятым у Соловьева выражением «религиозный материализм». Используя, как иотцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианскиекоррективы. Материя — это не только «меон», не оформленный универсальныйсубстрат чувственных вещей, она также «земля» и «мать», соучаствующая поволе Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем актсотворения. Венец и цель этого творчества — земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мирвосходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией. Софиология Софилогическая система догматическогобогословия развита Булгаковым главным образом в «большой трилогии»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Здесь Софиясближается с «усией», сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и егоследствия, вызвало возражения и полемику. в 1935 учение Булгакова былоосуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его — «поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу» («Спор о Софии», Париж, 1936). Булгаков отвечалоппонентам, однако «спор о Софии» так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем иразделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства. Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926.Друг Жениха, Купина Неопалимая.1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергия Булгакова митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические заметки. 1948,1990.Православие. 1965, 1991.Христианство и еврейский вопрос.1991.Литература:Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.Памяти о. Сергия Булгакова. 1945.Зандер Л.Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия Булгакова. 1987.Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков //Богословские труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p.Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий Федор Ильич (1852-1908) — российский журналист и историкискусства. «Художественная энциклопедия» (т. 1-2, 1886-87), сборникбиографий «Наши художники» (т. 1-2, 1889-90).
Яков Иванович (1743-1809) — российский дипломат, писатель, переводчик. почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайныйпосланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790посланник в Варшаве.

Источник: Энциклопедический словарь.

Булгаков — Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939-42 работал инженером на заводах. С 1942 на партийной, советской и профсоюзной работе. в 1950-53 секретарь Харьковского горкома КП Украины, в 1953 — январе 1954 председатель Харьковского горисполкома, в 1954-59 второй секретарь Харьковского обкома КП Украины, в 1959-64 секретарь ВЦСПС. С 1964 председатель Государственного комитета по профессионально-техническому образованию Совета Министров СССР. На 22-м (1961) и 23-м (1966) съездах КПСС избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина.


Булгаков — Борис Владимирович [24.6(7.7).1900, Москва, — 29.4.1952, там же], советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1946). В 1928 окончил 1-й Московский университет. С 1930 преподавал в МГУ и с 1939 в Московском высшем техническом училище (с 1939 профессор). С 1941 работал в институте механики АН СССР. Основные работы по прикладной теории гироскопов, теорий нелинейных колебаний, следящим системам и гироскопическим приборам.

Соч.: Прикладная теория гироскопов, 2 изд., М. — Л., 1955. Колебания, М., 1954.


Булгаков — Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, — 10.3.1940, Москва], русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете

«Гудок». Первый сборник сатирических рассказов Б. «Дьяволиада» (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа «Белая гвардия» (1925-27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса «Дни Турбиных»

(постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе «Бег» (1926-28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея «белого» движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях

«Зойкина квартира» (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.

Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.. его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах

«Кабала святош» («Мольер», 1930-36, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934-35, постановка 1943), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный

«Театральный роман» («Записки покойника», 1936-37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966-67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены

«вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. — драматург и повествователь — владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.

Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966. Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965. Мастер и Маргарита, «Москва», 1966, № 11. 1967, № 1. Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.

Лит.: Смирнова В., Михаил Булгаков-драматург, в её кн.: Современный портрет, М., 1964. Лурье Я. и Серман И., От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных», «Русская литература», 1965, №2. Ермолинский С., О Михаиле Булгакове. Глава из книги воспоминаний,

«Театр», 1966, № 9. Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, №6. Скорино Л., Лица без карнавальных масок, «Вопросы литературы», 1968, № 6. Виноградов И., Завещание мастера, там же. Скорино Л., Ответ оппоненту, там же. Палиевский П., Последняя книга М. Булгакова,

«Наш современник», 1969, № 3.

В. Я. Лакшин.

М. А. Булгаков.


Булгаков — Сергей Николаевич (16.6.1871, Ливны, — 13.7.1944, Париж), русский буржуазный экономист, философ и теолог. Профессор политэкономии в Киеве (1901-06) и Москве (1906-18). В 1918 принял священство. С 1923 в эмиграции. С 1925 профессор русского Богословского института в Париже.

Б. начал с «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897. «Капитализм и земледелие», т. 1-2, 1900), ошибочно утверждал неприменимость марксовой теории капитализации к мелкому сельскохозяйственному производству России. Пытался соединить марксизм с критической гносеологией И. Канта. позже перешёл к религиозной философии и христианству (сборник «От марксизма к идеализму», 1903).

С этих позиций, сочетавших в себе христианское учение с философскими построениями Ф. Шеллинга (натурфилософия и «философия тождества») и Владимира Соловьева (система всеединства и учение о богочеловечестве), Б. выступал против марксизма, а также позитивизма и атеизма (сборник «Вехи», 1909, «Два града», т. 1-2, 1911).

Социально-политические проблемы Б. пытался разрешить с помощью религиозной метафизики («Философия хозяйства», 1912). Своё завершение концепция Б. получила в книге «Свет Невечерний»,

в которой религиозная философия, имеющая, по мысли Б., «своей единственной и универсальной проблемой — бога и только бога» (указанное сочинение, М., 1917, с.76), предстаёт уже как богословие. Основные идеи Б. — система всеединства и учение о св. Софии, воплощением которой Б. считал богоматерь. По Б., мир есть обнаружение или воплощение бога и поэтому необходима христианизация земной жизни. Марксисты подвергли резкой критике экономические и философские взгляды Б. и его политическую позицию (см. В. И. Ленин, Аграрный вопрос и «критики Маркса», Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 5, О «Вехах», там же, т. 19).

Соч.: О богочеловечестве, ч. 1-3, Париж — Таллин, 1933-45.

Лит.: Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Избр. философские произведения, г. 3, М., 1957. Зеньковскии В. В., История русской философии, т. 2, М., 1956, гл. 6. История философии, т. 5, М., 1961. История русской экономической мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.