Буддийская этика, имея по понятным причинам сходство с этикой иных этических систем \прежде всего религиозных\, имеет существенное отличие в не-императивном характере этических установок (Будда Шакьямуни — основатель буддизма — не был Богом, дающим « с неба» своё учение в императивной форме, но, напротив предполагал эмпирическую проверку оснований (в том числе этических) своего учения. В простейшем виде этические заповеди буддизма можно представить в виде пяти заповедей, имеющих, например, сходство с декалогом из Моисеевых книг \Торой\. Эти заповеди (каждая из них называется шила (санскр.), сила (пали) — «добродетель») суть:
Не убивать.
Не воровать.
Не допускать недолжного сексуального поведения.
Не допускать нарушений в речи (не злословить, не клеветать, и т. д.)
Не употреблять одурманивающих веществ.
Однако, суть буддийской этики не сводится к ограничивающим «заповедям». Буддизм предполагает культуру психической деятельности — йогу в собственном смысле слова, под которой понимается осознанность в настоящий момент, внимание к тому, что говоришь, что делаешь, о чём думаешь. Предполагается, что лишь в этом случае может идти речь об эффективном соблюдении этических заповедей.
Не убивать.
Не воровать.
Не допускать недолжного сексуального поведения.
Не допускать нарушений в речи (не злословить, не клеветать, и т. д.)
Не употреблять одурманивающих веществ.
Однако, суть буддийской этики не сводится к ограничивающим «заповедям». Буддизм предполагает культуру психической деятельности — йогу в собственном смысле слова, под которой понимается осознанность в настоящий момент, внимание к тому, что говоришь, что делаешь, о чём думаешь. Предполагается, что лишь в этом случае может идти речь об эффективном соблюдении этических заповедей.
Источник: Wipedia.org