БЛАГОДА́РНОСТЬ, -и, ж. Чувство признательности за оказанное добро, внимание. Я с глубокой благодарностью думаю о вас и о моих лучших годах молодости, когда я работал под вашим руководством. Каверин, Два капитана. мн. ч. (благода́рности, -ей). Слова, выражающие признательность. Рассыпаться в благодарностях. □ Побужденный признательностию, он [Чичиков] наговорил тут же столько благодарностей, что тот [Манилов] смешался. Гоголь, Мертвые души. Официальная положительная оценка чьего-л. труда, деятельности. Объявить благодарность в приказе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
В лингвистике выражение благодарности рассматривается как особый речевой жанр (устойчивые композиционные и стилистические особенности высказываний на данную тему). Благодарность может иметь различные характеристики :
прямая и косвенная благодарность
ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)
мотивированная и немотивированная
вербальная и невербальная
благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам
В античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась с справедливостью. Сенека отмечал добровольность благодарности, как ответного дара по своей воле и указывал, что ценность благодарности не только практическая, в создании круговорота даров и поддержки, но в первую очередь нравственная, поскольку «В добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершен» . С точки зрения Сенеки, сознание благодарности ценнее, чем полученный дар, поскольку благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу.
Марк Туллий Цицерон утверждал:
«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей»
В христианстве же благодарность трактуется не как добродетель, а как долг, и связывается скорее с милосердием. Для многих религий важна идея благодарности Богу; эта благодарность может выражаться через «дела добродетели и искоренение страстей и слабостей»
Концепция благодарности как обязанности развивалась Иммануилом Кантом, который различал «просто благодарность», заключающуюся в признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность. По мнению Канта, долг благодарности является моральным долгом человека перед самим собой, и не может быть окончательно оплачен никаким вознаграждением, поскольку у дарителя навсегда останется заслуга быть первым в благодеянии .
Обязанность к благодарности может обернуться тем, что принимаемое благодеяние становится бременем, поскольку благодеяние обрекает получателя на благодарность. В. О. Ключевский замечал по этому поводу:
«Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит … Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным»
Благодарность — позитивное чувство; испытывая благодарность, человек перестает концентрироваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими.
Источник: Wipedia.org
БЛАГОДА'РНОСТЬ, и, ж. 1. только ед. Чувство признательности за оказанное добро. 2. Выражение этого чувства (во мн. ч. разг.). Рассыпаться в благодарностях. 3. Взятка (разг. эвф.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
благодарность
1. чувство признательности (а также выражение такого чувства) за оказанное внимание, услугу, сделанное добро
2. выражение такого чувства
3. мера поощрения в виде официальной положительной оценки чьего-либо труда
4. разг. вознаграждение, плата
Источник: Wiktionary.org