Вы здесь

Значение слова "Бабёф"

Бабёф (Babeuf)

Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, — 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории. Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Б. социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Б. в убеждённого сторонника общества

«совершенного равенства», в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 Б. разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Активный участник революции в Пикардии, Б., не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. В 1790 за организацию движения против уплаты косвенных налогов Б. был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. В последующие годы Б. выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец,

«аграрный закон», идею которого Б. сформулировал ещё в книге «Постоянный кадастр» (1789). В 1791 Б., в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Б. последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Б. критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса».

Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы убедили Б. в практической возможности осуществления «общества совершенного равенства». В конце 1793-94 по ложному обвинению в подлоге Б. находился в заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете

«Журналь де ла либерте де ла пресс» («Journal de la liberte de la presse»), переименованной вскоре в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»). В феврале 1795 Б. вновь подвергся аресту. Освобожденный по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание

«Трибюн дю пёпль» и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения «во имя равенства». Весной 1796 возглавляет «Тайную повстанческую директорию»

и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Б. по приговору суда в Вандоме был казнён.

Б. и его сторонники Бабувисты занимают видное место в ряду предшественников научного коммунизма. На основании опыта революции Б. пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт идейного наследия бабувизма. Б. и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания

«национальной коммуны», которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась «грубая уравнительность», осужденная Марксом и Энгельсом. В целом Маркс и Энгельс высоко оценивали роль Б. и в «Манифесте Коммунистической партии»

охарактеризовали его сочинения как литературу, которая «… выражала требования пролетариата…» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).

Соч.: Correspondance de Babeuf avec lAcademie dArras (1785-1788)…, P., 1961. Pages choisies de Babeuf recueillies… par. М. Dommanget, P., 1935.

Лит.: Французский ежегодник, 1960, М., 1961, с. 5-278. Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, пер. с франц., [2 изд.], т. 1-2, М., 1963. Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960: Далин В., Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-1794), М., 1963. Advielle V., Histoire de Gracchus Babeuf et du babouvisme, v. 1-2, P., 1844. Babeuf et les problemes du babouvisme. P., [1963]. Daline V., Saitta A., Soboul A., Inventaire des manuscrits et des imprimes de Babeuf. P., 1966. Dommanget М., Babeuf et la conjuration des Egaux, P., 1969.

В. М. Далин.

Г. Бабёф.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.