Вы здесь

Значение слова "Ахундов"

Ахундов — Сулейман Сани (1875-1939) — азербайджанский писатель, драматург. Сатирические рассказы. пьесы «Соколиное гнездо» (1921), «Дьявол» (1922) ореволюционном подъеме крестьянства. сказки.


Мирза Фатали (1812-78) — азербайджанский писатель-просветитель, философ. В комедиях «Молла Ибрагим Халил, алхимик» (1850), «Мусье Жордан, ботаник» (1851), «Хаджи Кара» (1852), в повести «Обманутые звезды» (1857)реалистически изображал современную ему азербайджанскую действительность.в философских сочинениях — проблемы познания и критика религии. Оказалвлияние на развитие общественной мысли народов Ближнего Востока.

Источник: Энциклопедический словарь.

Ахундов — Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834-1861). преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма

«На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).

Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун»

(1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850. постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку),

«Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»

(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле…, статье

«Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения. ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским. выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.

Соч.: Эсэрлари, ч. 1-3, Бакы, 1949- 1955. в рус. пер. — Избранное, М., 1956. Избр. философские произв., М., 1962.

Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962. Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962. Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837-1957), Бакы, 1960. Лерман А. Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837-1962 гг., Баку, 1962.

А. А. Шариф.

М. Ф. Ахундов.


Ахундов — Рухулла Али оглы [1(13).1.1897, с. Шувеляны Бакинского уезда, — 1938], советский партийный и государственный деятель, публицист, учёный. Родился в семье учителя. Окончил медресе, реальное училище, торговую школу, владел несколькими восточными и западными языками. Член Коммунистической партии с 1919. В 1917 член группы азербайджанских

«левых» эсеров. В 1918 редактор газеты «Известия» Бакинского совета, а в 1919 азербайджанской нелегальной большевистской газеты «Коммунист». После окончательного установления Советской власти в Азербайджане (1920) заведующий отделом по работе в деревне ЦК КП (б) Азербайджана, секретарь Бакинского комитета партии, редактор газеты

«Коммунист» и других периодических изданий. В 1924-30 секретарь ЦК КП (б) Азербайджана, директор Азернешара (государственное книжное издательство), нарком просвещения Азербайджанской ССР. В 1930 избран секретарём Заккрайкома ВКП(б). Делегат 10-17-го съездов партии, 2-го конгресса Коминтерна. Последние годы жизни работал в Институте истории партии при ЦК КП(б) Азербайджана, начальником управления по делам искусств при СНК Азербайджанской ССР, участвовал в организации и руководстве Азербайджанского филиала АН СССР. Один из первых переводчиков на азербайджанский язык произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по истории, искусству, литературе, редактор двухтомного русско-азербайджанского словаря (1928-29). Награжден орденом Ленина.

Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Б., 1957, с. 67-69.

Р. А. Ахундов.


Ахундов — Сулейман Сани [21.9(3.10).1875, Шуша, — 29.3.1939, Баку], азербайджанский советский писатель. Окончил горийскую учительскую семинарию. Вёл педагогическую работу, составлял учебники. Первая сатирическая пьеса «Стяжатель» (1899) высмеивает жадность. В рассказах

«Звезда свободы» (1905), «Чернушка» (1913), «Собака мистера Грея» (1927) и др. А. обличал буржуазно-помещичий строй. Пьесы «Соколиное гнездо» (1921), «Любовь и месть» (1922), «Дьявол» (1922) рисуют прежнюю жизнь крестьянства и революционный подъём. В творчестве А. сильно влияние традиций национальной реалистической литературы.

Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1951. Кичик hеказэлэр, Бакы, 1966, в рус. пер. — Чернушка, Б., 1956. Страшные рассказы, Б., 1958.

Лит.: Ариф М., Литература азербайджанского народа, Б., 1958. Вэлиев М., Сулейман Сани Ахундов, Бакы, 1956. Haгыjeва Ч., С. С. Ахундов архивинин тзсвири, Бакы, 1962. Вэлиханов Н., Сулеjман Сани Ахундов, Бакы, 1968.

К. Талыбзаде.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.