Анкона — (Ancona) — город и порт в Центр. Италии, на Адриатическом м.,административный центр пров. Анкона и области Марке. 103,5 тыс. жителей(1990). Машиностроение, нефтеперерабатывающая, легкая, пищеваяпромышленность. производство музыкальных инструментов, майолики, изделийиз стекла. Бальнеологический курорт. Триумфальная арка Траяна (нач. 2 в.),романский собор (11-13 вв.). Военно-морская база.
Источник: Энциклопедический словарь.
Анкона — главный город итальянской провинции того же имени и важнейший после Венеции приморский город на Адриатическом море, возвышается в виде полукруга на северо-восточном (Конерском) мысу адриатического прибрежья, между крутым Монте-Кириако и Монте-Астаньо (делла Фортецца), и представляет живописный вид с моря. А. имеет (1881) 31277 ж. (община — 47729), в том числе больше 6000 евреев, привлеченных господствовавшей там издавна веротерпимостью. Кроме морской торговли и мореходства, главные занятия жителей составляют кораблестроение, фабрикация шелковых товаров, парусины, бумаги и т. п. В общем город построен дурно и тесно, но в последнее время в нем произошли некоторые улучшения благодаря проложению новых широких улиц со стороны гавани. На красивом выстроенном Траяновом моле, расширяющемся в море на протяжении 650 м, красуется высотою в 14 м триумфальная арка Траяна из белого мрамора, воздвигнутая 115 по Р. Х.. на новой дамбе находится неуклюжая арка (Arco Clementino) из кирпича в честь папы Климента VII. Из других достопримечательностей города заслуживают внимания: кафедральный собор Сан-Кириако, базилика XI и XII ст. на месте древнего храма морской Венеры с великолепным саркофагом Тита Горгония, претора А., в церковном склепе. воздвигнутая 135 г. церковь Санта-Мария-делла-Пьяцца. великолепная биржа в позднейшем готическом стиле, начатая 1443 (с фресками Тибальди, 1557), наконец, выстроенная около 1270 городская дума. А. имеет красивую, славившуюся с древних времен гавань, которая 1732 объявлена порто-франко. Под папским владычеством она совершенно обмелела, и некогда цветущая торговля города с Востоком и странами Средиземного моря пришла в упадок во второй трети XIX столетия. С 1860 итальянское правительство много сделало для возобновления гавани, усилило ее укрепления и обратило А. в военный порт и место стоянки адриатического флота. Небольшие корабли могут теперь подходить к набережной и непосредственно сваливать или забирать груз. Торговля снова ожила, и А., ставши узловым пунктом железных дорог и главной станцией пароходного движения на Адриатическом море, имеет все шансы снова сделаться важным торговым пунктом. Она главная станция дороги Болонья — Бриндизи и отправный пункт дороги А. — Фолиньо — Рим. Между пароходными сообщениями А. с Грецией и Левантом надо упомянуть линии Триест — Константинополь и Триест — Александрия, по которым пароходы отправляются по одному разу в неделю. затем линию А. — Генуя, захватывающую большинство итальянских гаваней. наконец, сообщение с Ливерпулем. Ввоз главным образом состоит из вяленой и соленой трески, кофе (из Герм.), сахара (из Голл.), железа и т. д. Вывоз преимущественно — хлеба, парусины, корабельных снастей, пеньки, винного камня, сырца, серы, овечьих и козьих шкур, оливкового масла и т. д. — Нынешняя провинция А. занимает 1907 кв. км с (1881) 277861 жителей. История. А., основанная, вероятно, около 392 до Р. Х. жителями Сиракуз, бежавшими от тирании старшего Дионисия, была единственным греческим городом Средней Италии и в I ст. до Р. Х. стала римской колонией. Римляне сделали ее местом стоянки своего флота, наблюдавшего за иллирийцами. Траян расширил ее гавань, а Нарзес снова восстановил разрушенный готами город, который, однако, 692 был завоеван лонгобардами и 839 опустошен сарацинами. В Средние века А. обратилась в республику, но 1632 взята папой Климентом VII и вместе со своей областью присоединена к церковным владениям. 13 ноября 1799 после 4-недельной храброй защиты со стороны французского генерала Монье город был взят автрийцами под начальством фельдмаршал-лейтенанта Фрелиха. В 1805 году снова перешел к французам, 1808 присоединен к Итальянскому королевству, но 1814 возвращен папе. С тех пор все укрепления были снесены, и оставлена одна цитадель. Когда в 1831 году австрийские войска вторглись в Папскую Область, французское правительство для противовеса австрийскому влиянию в церковных владениях заняло, со своей стороны, в феврале 1832 г. А. и ее цитадель. Несмотря на протесты римской курии, французы удержали за собою этот город вплоть до декабря 1838, оставив, правда, гражданское управление в руках папских чиновников, и вышли из церковных владений только одновременно с австрийцами. В 1849, в то время, когда французы подчиняли Рим папе, австрийцы вторглись в Романью и, осадив Анкону, в которой засел революционный гарнизон, принудили ее сдаться после жестокой бомбардировки. Они оставались в ней до 1859, когда после битвы при Мадженте удалились, предав город папскому гарнизону. После победы пьемонтицев при Кастельфидардо, 1860, Ламорисьер бросился с остатком папских войск в А., но после 2-дневной перестрелки принужден был сдаться. 17 декабря 1860 А. вместе с Умбрией и Марками была присоединена к Итальянскому королевству.
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1993-2003г.
Анкона (Аnсоna)
город и порт в Центральной Италии на Адриатическом море. Главный город области Марке, административный центр провинции Анкона. 108,3 тыс. жит. (1968). Судостроение, вагоностроение, производство мостовых конструкций. Нефтеперерабатывающая, фармацевтическая, обувная промышленность, производство майоликовых и стекольных изделий. Вывоз серы и асфальта. Известный архитектурный памятник А. — триумфальная арка Траяна, построенная после 115, вероятно, архитектором Аполлодором Дамасским. Музеи: Национальный музей Марке (италийские, греческие и римские древности), пинакотека
«Франческо Подсети», Епархиальный музей.
Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.