Вы здесь

Значение слова "Альберти"

Альберти — (Alberti) Леон Баттиста (1404-72) — итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретическиетрактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве».опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства игуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуреиспользовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе,1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51). (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя — апрель 1472, Рим), итальянскийгуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился всемье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и вуниверситете, по окончании которого стал доктором канонического игражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 идо конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) припапской курии. Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьмаразнопланово: к 1425 относится комедия «Филодокс» (1890), затем былинаписаны трактаты «Деифира» (1481) и «О преимуществах и тяготах занятиянауками» (1890). первые три книги диалогов «О семье» (1844) составлены в1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна. в 1435 сочиненытрактаты «О статуе» (1568) и «О живописи» (1540), гораздо позже, в 1449 ,созданы «Десять книг о зодчестве» (1485). между 1434 и 1443 появилисьтрактаты «О праве» (1890) и «Первосвященник», «Жизнеописание Св. Потита»(1568), диалоги «Теодженио» (1490) и «О спокойствии души» (1844). после1443 написан аллегорический трактат «Мом, или о государе» (1520), в 1449 -«Математические забавы» (1568). к наиболее значительным произведениямпоследующих лет относятся «Застольные беседы» (1890) и «Домострой» (1848).По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани -новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримскойархитектуры (триумфальные арки и аркады).Круг занятий и увлечений Хотябольшую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишьвремя от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействиемимпульсов культурной и художественной среды этого города складывалось егомировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известенпрежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры. вместе стем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не толькоизобразительного — он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл наоргане. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизньобщества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципыхозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Онобнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал ипроектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работывыведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческихустремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансногогуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенныхуспехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенствеусваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственныйоблик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность — таким, ставшим уже для современниковчеловеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой небез основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг озодчестве. М., 1935. Т. 1-2.Религия. Добродетель. Рок и фортуна //Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С.152-161.О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411.Alberti L. B.Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3.Литература:Леон Баттиста Альберти. М., 1977.Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.Gadol J.Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago.London, 1969.О. Ф. Кудрявцев (Alberti) Рафаэль (р. 1902) — испанский поэт. Антифашистские иреволюционные стихи (сборники «Строфы Хуана Панадеро», 1949. «Поэмыизгнания и надежды», 1976), антивоенные «Баллады и песни реки Парана»(1954), лирический сборник «Стихи о любви» (1967), стихотворный цикл «Оживописи» (2 изд., 1968), пьеса «Ночь войны в музее Прадо» (1956), книгавоспоминаний «Затерянная роща» (1959), «Пабло Пикассо» (1977).Международная Ленинская премия (1965).

Источник: Энциклопедический словарь.

Альберти — Альберти (Alberti)

Леон Баттиста (18.2.1404, Генуя, — 25.4.1472, Рим), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. Выступил в защиту литературных прав

«народного» (итальянского) языка В ряде теоретических трактатов («О статуе», 1435, и «О живописи», 1435-36, — на итальянском языке. «О зодчестве», опубликовал в 1485, на латинском языке) А. обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. На латинском языке написал комедию

«Любитель славы» (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме «Мом» (между 1443 и 1450). В сочинении на итальянском языке «О семье» (кн. 1-4, 1437-41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.

В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам А.) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы А., и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.

Соч.: Opuscoli morali, trad. da С. Bartoli, Venezia, 1568. Opere volgari, v. 1-2, Bari, 1960-66. Десять книг о зодчестве, т. 1 — 2, М., 1935-37.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963. Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967. Mancini G., Vita di Leon Battista Alberti, Firenze, 1911. Stokes A., Art and science. A study of Alberti, Piero della Francesca and Giorgione, L., [19491.

В. А. Лебедев, Г. В. Рубцова.

Л. Б. Альберти. Фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1456 — 70.

Церковь Сант-Андреа в Мантуе. 1472 — 94. Построена Л. Фанчелли по проекту Л. Б. Альберти.

Церковь Сан-Франческо в Римини 1447 — 68. Перестроена Маттео де Пасти по проекту Л. Б. Альберти из готического храма.

Дворец Ручеллаи во Флоренции. 1446 — 51. Построен Б. Росселлино по планам Л. Б. Альберти.

Л. Б. Альберти.


Альберти — Альберти (Alberti)

Рафаэль (р. 16.12. 1902, с. Пуэрто-де-Санта-Мария, провинция Кадис), испанский поэт. Коммунист. Первые стихи А. 20-х гг. близки к традициям народной поэзии. Революционная ситуация, создавшаяся в Испании, падение диктатуры Примо де Риверы (1930) внесли новое содержание в творчество А. Пьесу

«Фермин Галан» (1931) он посвятил жизни и героической гибели революционера, цикл стихов «Испанские крестьяне», вошедший в сборник «Лозунги» (1933, рус. пер. 1934), — быту и борьбе испанских трудящихся. В годы национально-революционной войны испанского народа (1936-39) А. играл видную роль в Союзе антифашистской интеллигенции Испании. Стихи этих лет — в книге

«Поэт на улице» (1936) и «На переломе» (1937). После поражения республиканской Испании А. переселился в Аргентину. Опубликовал сборники «Между гвоздикой и шпагой» (1941), «Прибой» (1944), «Строфы Хуана Панадеро»

(1949, рус. пер. 1956). «Баллады и песни реки Парана» (1954) посвящены борьбе народа за мир и свободу. Написал пьесы «Ночь войны в музее Прадо» (1956, рус. пер. 1960) и др. В 1959 вышли две книги воспоминаний «Затерянная роща»

(рус. пер. 1968). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (за 1964). Живёт в Риме.

Соч.: Poesia (1924 — 1944), В. Aires, [1946]. La arboleda perdida. Libros I у II de Memorias, B. Aires, 1959. в рус. пер. — Испанские крестьяне (Эстремадура), Стихотворения, М., 1934. Стихи, М.- Л., 1963. Сценические стихи, М., 1966. [Стихи], в сборнике: Звездное небо. Стихи зарубежных поэтов в пер. Б. Пастернака, М., 1966.

Лит.: Кельин Ф. В., Рафаэль Альберти и Мариа-Тереса Леон, «Интерн. литература», 1934, № 3-4. Плапскин З. И., «Строфы Хуана Панадеро» Рафаэля Альберти, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1955, № 184, в. 22. Essai de bibliographic de Rafael Alberti, par R. Marrast,

«Bulletin Hispanique», 1955, t. 57, № 1 — 2.

Р. Альберти.

Источник: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1926-1990г.