Вы здесь

Stream Art. Новое в живописи. Структура (анализ) стрим-арта (А. А. Радченко)

Структура (анализ) стрим-арта


Слияние стилей в одном явлении.

Stream art предлагает новый подход к созданию художественных произведений. Он представляет собой синтез элементов некоторых направлений изобразительного искусства Европы и Азии: восточного символизма, повлиявшего на формирование законов композиции, абстрактного экспрессионизма, проявляющегося в процессе работы над произведением как «живопись действия», и концептуализма, когда идея по праву первородства провозглашается превыше своего физического выражения, своей формы. Рассмотрим подробнее влияние на стрим-арт каждого из направления по отдельности:


Восточный символизм

Под восточным символизмом в данном случае подразумеваются законы формирования композиции в ее пейзажном и фигуративном аспектах (расположение предмета (-ов) в пространстве формата), которые позаимствованы из ряда древнекитайских и японских трактатов. Пейзажная композиция стрим-арта основана на традиции китайских мастеров. Здесь стрим-арт основывается на трактатах, переведенных на английский язык Джорджом Роули и собранных в книге «Законы пейзажной живописи». Из этих трактатов он заимствует законы создания перспективы, например «чем легче тушь, тем дальше предмет», правило «одной руки», когда целое и частное подчиняются закону единого жанрового стиля, а главное – принцип гармонии расположения предметов в формате и их взаимодействия и др. Стрим-арт также заимствует некоторые технические приемы минимализма в создании объектов.

Предметная композиция стрим-арта базируется на японской традиции расположения предметов в формате. Это выражается, прежде всего, в искусстве компоновки элементов в картинной плоскости – автор должен доверять своей интуиции. Что касается формы самих предметов, то она символична. Под символизмом в данном случае следует понимать не конкретную систему символов, разработанную в японском искусстве, а минималистическую философию, главная идея которой – не реалистическое сходство, а выявление сути, стоящей за видимостью. Для достижения этой цели используются разные приемы, из которых стрим-арт заимствует некоторые. Например, правило «широкой кисти» (художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его внутреннюю сущность, свое эмоциональное, душевное восприятие предмета, в отличие от художников тщательной кисти, которым присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным прописыванием мелких деталей). Стрим-арт также задействует «открытую форму» предметов (несколько составных элементов образуют «единое целое», не соприкасаясь друг с другом). Такая форма необходима для подпитки воображения наблюдателя, поскольку однозначная закрытая форма притупляет восприятие и полет воображения, на котором и основывается стрим-арт.

Итак, стрим-арт мыслит не штампами и оптическими иллюзиями, а зрит в корень появления предметов. Все решают точность и непосредственность в передаче не того, как предмет выглядит, а самой его сущности, которая в действительности имеет гораздо больше отношения к истинному положению вещей, чем готовая оптическая иллюзия. Именно это рождает символический подход в изображении фигур и объектов.


Суминагаши

Древнеяпонская техника суминагаши схожа со стрим-артом принципом гравитирования (см. далее). И тот и другой вид искусства подразумевает управление потоками краски или в данном случае – туши, растекающимися по вращающейся плоскости. Однако метод суминагаши более динамичен благодаря свойствам материала – туши с водой. Их отличие в том, что техника суминагаши обладает крайней степенью результативной необратимости, материал не подразумевает исправление ошибок. Поэтому в процессе работы возникает много брака. Что касается стрим-арта, его техника в связи с более густой консистенцией краски позволяет художнику работать с одной и той же картиной на протяжении долгого времени, периодически корректируя изображение. Стрим-арт заимствует у суминагаши метод интуитивного нахождения композиционной целостности в турбулентных условиях. И, конечно, еще одна общая черта этих двух направлений – непредсказуемость окончательного результата.

Конец ознакомительного фрагмента.