Вы здесь

SMM для новичков. Глава 2. SMM с нуля ( 1ps.ru)

Глава 2. SMM с нуля

2.1. SMM продвижение в социальных сетях: что, кому и как?

Продвижение в социальных сетях подразумевает не один лишь креатив, а еще и серьезную работу.

Что такое SMM продвижение и в каком месте его эффективно приложить к бизнесу?

SMM продвижение – продвижение бизнеса в социальных сетях. У вас есть сайт. Вы, конечно же, занимаетесь его раскруткой в органической выдаче поисковых систем, топ покоряете. Возможно, покупаете рекламу, рассказываете в своем офлайновом магазине/салоне/кафе и т. д. Но сейчас модно и эффективно, общаться со своей целевой аудиторией в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook и другими.

Причины простые:

– Ежедневно миллионы людей, кстати, некоторые и не по одному разу, заходят в свои профили. Сами. Их не надо уговаривать. Да, и ваша целевая аудитория в том числе!

– Много удобных и понятных инструментов для работы. Широкие возможности рекламы. Разнообразные форматы присутствия. Дополнительные сервисы – как платные, так и условно бесплатные – для анализа, парсинга, исследования и т. д.

– Относительно низкая стоимость входа. Если сравнивать, например, с контекстом, то таргетинг (реклама в соцсетях) выходит дешевле в ряде направлений.

– Работа одновременно ведется не только на достижение коммерческих целей, но также и на повышение узнаваемости бренда, формирование лояльной аудитории и т. д.

– Подходит и для крупного, и для совсем мелкого бизнеса (когда и директор, и бухгалтер, и рабочий – все в одном лице).

В общем, социальные сети – это инструмент для развития бизнеса. Люди уже привыкли, что в любимом «ВКонтакте» или Instagram могут найти и нужный фитнес-центр, и посмотреть примеры работ парикмахера, и купить подарок другу, да и вообще сделать еще кучу всего полезного.

А что получает бизнес, кроме расходов?

Трафик на сайт. Да, социальные сети – это один из источников трафика. А если их правильно готовить, то вполне может стать и основным.

Лояльную и подогретую аудиторию. Это и неудивительно. Вы же будете работать с людьми, рассказывать полезные и интересные вещи, отвечать на вопросы. Короче, морально готовить к покупке товара/заказу услуг.

Хороший сформированный имидж. Если делать вирусный контент, правильно организовать паблик и писать действительно полезные публикации, не игнорить своих подписчиков, то репутация и слава со знаком «+» не заставят себя ждать.

Продажи и заказы. Не забывайте, что социальные сети могут и будут продавать, но только если правильно подойдете к организации этого процесса.

Опыт. При работе с социальными сетями, даже если физически эти работы выполнять будете не вы, то все равно совершенно точно получите опыт и будете знать, эффективно ли это направление для вас, что именно лучше работает, на чем сделать акцент и т. д.

Кому стоит идти и пробовать продвигаться «ВКонтакте»?

Речь пойдет не только о «ВКонтакте», а о продвижении в социальных сетях вообще. Начинающим советуем идти в большинстве случаев именно «ВКонтакте». Это хорошо, потому что «ВКонтакте»:

Самая популярная сеть Рунета. Ежедневно ее посещает около 70 млн. человек.

Самая уникальная по аудитории социальная сеть. Другие популярные сети дублируют «ВКонтакте» по аудитории на 80—90%. Освоив аудиторию «ВКонтакте», вы в какой-то степени освоите и аудиторию других социальных сетей.

Многофункциональная. Сейчас возможности для продвижения бизнеса «ВКонтакте» достаточно широкие и относительно простые в освоении.

Сторонние сервисы в помощь. В интернете есть много сторонних сервисов, условно бесплатных и платных, которые помогут вам сделать глубокий анализ, автоматизировать работу и получить максимально эффективный результат.

Относительно бюджетная. Кто уже работал с рекламой в Facebook, знает, что там кампания выходит несколько дороже, чем во «ВКонтакте».

Можно рекомендовать попробовать свои силы всем. Только если решились идти в соцсети и не нашли себя в списке ниже, будьте готовы к тому, что придется выкручивать себе мозг, голову и руки для изобретения креатива, который зацепит вашу целевую аудиторию. Если захотите делать что-то в стиле «лишь бы было» – даже не начинайте. Результата не будет.

Сервисный рынок. Если ваша компания предоставляет какой-либо сервис для клиентов – пора искать этих самых клиентов в социальных сетях. Например? Ну, например, рестораны, танцевальные школы, туркомпании и операторы, дизайн-студии и т. д.

Товарный рынок. Книги, одежда, игрушки и иже с ними – добро пожаловать в социальные сети на поиски клиентов!

Специалисты. Если вы сам себе мастер «золотые руки», знаете, что нужно вашим клиентам и работаете по индивидуальному подходу, как говорится, сам Бог велел, идти в соцсети. Причем, это же направление можно и нужно использовать и компаниям для рекламы своих специалистов. Скажем, рекламировать не салон красоты, а ведущего парикмахера из него.


Как организовать процесс продвижения в социальных сетях?

Дальше необходимо определить, зачем вам эти социальные сети.

Определите цель сообщества. Для этого в первую очередь ответьте себе на вопрос, как у вас проходит процесс покупки, заказа? Оформляет ли клиент заказ на сайте, или ему необходимо прийти в офис компании? Решение принимается моментально, или надо несколько касаний с бизнесом? Дорогой у вас товар или это покупка среднего ценового сегмента?

Установите показатели для определения эффективности (KPI). По ним вы будете анализировать результат ваших или нанятых специалистов действий и понимать, в правильном ли направлении вы двигаетесь.

Разработайте план действий, которые помогут вам в достижении цели. Создайте сообщество – это естественно, а также не забудьте составить стратегию и контент-план.

Пример или краткая стратегия для парикмахера-стилиста:

Вид деятельности: Вы парикмахер, а также продаете средства для ухода за волосами. Скорее всего, формат работы у вас такой: человек позвонил, записался, и уже на процедуре вы ему показали средство, продемонстрировали эффективность и, как результат, продали, потому что клиенту понравилось.

Основная цель: Заслужить доверие клиента и склонить его на звонок в салон.

План работ: Показать портфолио, отзывы клиентов довольных (в идеале они сами пишут их в комментах), давать рекомендации по уходу за волосами, желательно без рекламы и навязывания, показать себя во всей красе: от внешности до общительности (вариант «сапожник без сапог» не работает). Для повышения статуса демонстрируем сертификаты, дипломы, конкурсы, кабинет, качественную косметику, которую используем, рассказываем про стоимость работ в контексте прически, стрижки и т. д. – все, что будет работать на формирование доверия. Именно доверия (стиль + имидж + репутация), а не продажи.

KPI: Основной показатель эффективности – количество звонков от участников сообщества. Дополнительный – прирост участников в сообществе и их активность (ER).

Что еще?

Обязательно делаем 2 вещи. Во-первых, анализируем конкурентов. Во-вторых, регулярно изучаем показатели эффективности и вносим коррективы в работу в соответствии с полученными результатами.

Услуги SMM: с чего начать, что сделать самому, какие дела передать на аутсорс?

Социальные сети потребуют в любом случае и от вас активности. А вот какой именно и в каком объеме – уже будет зависеть от вашего бизнеса.

Сейчас предлагаю разобраться в 2-х вопросах: какие услуги SMM существуют, а также что можно и что не получится отдать на сторону.

Вопрос 1: Услуги по продвижению в социальных сетях (SMM).

Все работы условно можно разделить на несколько блоков:

Блок «Создание и оформление сообщества». Здесь выполняются конкретные работы по созданию вашего паблика или аккаунта, прорабатывается его оформление, делаются первичные настройки. В общем все, чтобы можно было зайти и начать работать. К этому блоку также можно отнести аудит сообщества и его редизайн (переработка под цели бизнеса).

Результат работ: готовое сообщество.


Блок «Стратегия». Сюда относятся все действия, которые будут отвечать за целеполагание и целеизмерение: постановка целей и задач, анализ конкурентов, определение показателей оценки эффективности, разработка контент-плана и т. д. Короче, это мозг вашего проекта. В идеале такие работы стоит провести еще до того, как вы физически приступите к созданию сообщества.

Результат работ: стратегия сообщества, по которой вы будете заниматься его ведением и оценкой эффективности.


Блок «Ведение сообщества». Это все работы, которые связаны с наполнением сообщества контентом (написание, оформление, размещение) и его модерацией, ответом на комментарии и сообщения, обработкой негатива и т. д.

Результат работ: публикации в сообществе в соответствии с планом.


Блок «Продвижение сообщества». Работы, направленные на привлечение целевой аудитории (реклама, посевы, акции и т. д.).

Результат работ: оценка эффективности по установленным KPI.

Вопрос 2: Что оставить себе, а что передать компании по продвижению в соцсетях?

В зависимости от вида бизнеса и вашей занятости перечень работ, передаваемых на аутсорс, может быть разным. В большинстве случаев можно переложить на плечи специалистов следующее:

– создание сообщества;

– разработка индивидуального дизайна;

– продвижение – таргетированная реклама, посев, оформление акций;

– составление стратегии присутствия бизнеса в социальных сетях;

– ведение сообщества (в части оформления, размещения публикаций, модерации);

– составление плана публикаций (на основе стратегии и по предоставленному от вас материалу);

– рерайт (красивое оформление публикаций из предоставленного вами материала);

– написание публикаций по предоставленным вами материалам.

Как вы могли заметить, в любом случае от вас потребуется материал, ведь социальные сети – это визуальный контент (фото, видео, инфографика и т. д.), а также много информации о вашей компании (новости, описание услуг, факты и т. д.), которую, кроме вас, никто не сможет предоставить.

Конечно, часть информации можно взять и на просторах интернета, но в соотношении к общему объему публикаций ее должно быть не более 20—50% (в зависимости от целей, которые стоят перед социальными сетями).

2.2. Продвижение в соцсетях: с чего начать?

Ведение страниц и групп в соцсетях – это такой же большой проект, как создание сайта. Потому что паблик в соцсетях – это ваша реклама, имидж, репутация и доход.

Конечно, со стороны, кажется все просто: создал страницу и пиши себе посты, размещай ссылки. Но, на самом деле, для результата в виде целевого трафика, увеличения лояльности, обратной связи этого недостаточно.

Перед тем, как создать группу и продвигать сайт и бизнес в соцсети, надо провести аналитическую работу. Мы выделили 5 первостепенных этапов.


5 шагов к созданию собственного паблика в соцсетях

Поставьте цель. Определите, зачем вам идти в социальные сети? Какой результат вы хотите от этого получить? Только не делайте это «спустя рукава».

Варианты вроде: «Ищу клиентов» или «Потому что у конкурентов есть» – это не цель. Соотнесите суть социальных сетей и ваш бизнес. Поймите, зачем туда приходят люди и как их активность можно использовать? Например: «Мне нужна группа в соцсетях, чтобы проводить акции. Там эффективно работает вирусное распространение информации, и я сэкономлю на рекламе», «Я иду в социальные сети, чтобы получить целевой трафик, т. к. моя ЦА предпочитает этот способ общения».

Определите целевую аудиторию. Представьте конкретного человека, который будет читать вас. Какого он возраста? Чем занимается? Чем увлекается? Чем подробнее вы опишете вашего подписчика, тем легче будет вычислить ваш сегмент в социальной сети.

Определите социальную сеть. Проанализируйте соцсети на наличие целевой аудитории. Это можно сделать через обычный поиск людей, задав требуемые параметры. На основании этого определите основные площадки, с которыми будете работать.

Проанализируйте конкурентов. Выясните, присутствуют ли они в социальных сетях.

– Посмотрите их список подписчиков: сколько их, кто они, соответствуют ли они тематике сообществ, попадают ли в вашу ЦА.

– Какие посты (рекламные, информационные, фан-посты, новости компании, перепост из других групп, акции, скидки) размещают конкуренты? Соответствуют ли они тематике паблика? Анализируя контент конкурентов, вы можете найти интересные идеи для своей группы.

– Как на контент реагирует аудитория, сколько лайков, репостов, комментариев оставляют подписчики? Это поможет узнать, какой контент нравится вашей аудитории.

– Как налажена система модерации и работы с возражениями? Насколько оперативно администратор отвечает на вопросы? Если вы решили идти в социальные сети, то будьте готовы оперативно отвечать на все вопросы и сообщения. В противном случае можно нарваться на негатив и потерю подписчика.

Придумайте УТП. Найдите такое уникальное предложение, которое будет отличать вас от конкурентов. Что интересного вы можете предложить своим клиентам? Почему люди должны заходить на вашу страницу и читать вас?

И только после того, как вы будете понимать, кто ваш читатель, есть ли он в социальных сетях, что ему интересно читать и что вы ему можете предложить, можно переходить к созданию группы и наполнению ее информацией.

2.3. Сколько стоит создать сообщество в соцсетях?

Например, стоимость услуги 4 400 р. Думаете, дорого? Скорее всего, позже вы скажете примерно так: «Эм, может стоит поднять как минимум до 10 000 р.?»


Сделать группу в соцсетях за 4 400 р. Да вы сошли с ума!

Конечно, сделать группу в соцсетях может каждый человек. Тут не надо обладать докторской степенью или знаниями на уровне инженера в Роснано. И, скорее всего, по этой причине, все считают примерно так: «Да я себе 10 сообществ создам за 5 минут и 0 рублей. За что вы берете 4 400 р.?».

Почему так дорого? Может, в стоимость входит разработка индивидуального дизайна, золотая рамочка или танцы с бубнами на привлечение клиентов? Нет, не входит, скажем сразу. Ни дизайн, ни меню, ни контент-план в 4 400 р. не заложены. Создание – это только создание и на выходе вы получите сообщество, готовое к работе.

Давайте рассмотрим на примере социальной сети «ВКонтакте», какие работы входят в услугу.


Создание и базовые настройки

Физически сделать себе сообщество можно и правда за 2 минуты, а то и меньше. Для этого просто заходите в раздел меню «Группы», нажимаете на кнопку «Создать сообщество», выбираете формат и тематику, вписываете название и все, готово. Сообщество фактически существует, миссия выполнена. Но мы идем дальше. С такими конями вы далеко не уедете и уж тем более клиентов не получите.

Вообще, если вы создаете себе сообщество, то сразу можете и название вписать, и описание для раздела «Информация» добавить. Но а мы работы по контенту отложим на потом, а в этом разделе расскажем, как мы делаем базовые настройки.

– Меняем цифровой URL на красивый, запоминающийся адрес, который и на визитках написать можно, и на слух ложится приятно.

– Проверяем еще раз тематику и категории. Обратите внимание, что сделать это надо сразу. В дальнейшем резкая смена тематики может привести к блокировке сообщества.

– Добавляем ссылку на сайт компании, указываем местоположение (если это у нас группа).

– В специальной вкладке выбираем нужные настройки по разделам: какие будут отображаться в вашей группе (изучаем бизнес клиента), какие будут открыты для пользователей (исходим из стратегии работы с сообществом), а какие вообще стоит закрыть и дать доступы только руководителям.

– Здесь же настаиваем раздел «Товары» – вдруг вы решите сделать из группы продавца. В нашем случае это делается, если в сообществе предусмотрен раздел с товарами (согласовывается с клиентом, исходя из стратегии работы с сообществом).

– Выбираем главные и второстепенные блоки. Например, если вы хотите, чтобы обсуждения были в самом верху под описанием, этот раздел надо поставить в главный блок. Также это важно при работе с виджетом приложения. Но здесь вариантов развития событий может быть масса, поэтому все вопросы по заполнению этого блока решаются индивидуально, исходя из задач проекта.

– Делаем настройки по нецензурной лексике и особым словам, которые нельзя упоминать в вашем сообществе, например, название конкурентов.

– Добавляем ссылки на сайт, другие ресурсы, которые важны для компании и пользователей. Можно сделать здесь ссылку на отдельные разделы в меню сообщества (доставка, оплата – если у вас коммерческое сообщество и это очень важная информация, на которой стоит акцентировать внимание) или страницы сайта, сервисы с отзывами и т. д.

– Сообщения. Их не просто подключаем, а создаем приветственное сообщение, которое будут получать пользователи, решившие отправить вам письмо в сообществе. Мы всегда даем рекомендацию клиенту добавить ссылку с сообщениями сообщества к себе в левое меню, чтобы не пропустить вопрос и ответить максимально оперативно. Что касается настроек по «Сообществу онлайн», то мы их не делаем и не рекомендуем внедрять, поскольку надо оперативно отвечать, а это не всегда получается. Но функцию можно подключить самостоятельно в любое время.

Остальные настройки не входят в стоимость. Работа по установке приложений согласовывается и оплачивается отдельно. Настройка и запуск одного приложения из списка приложений «ВКонтакте» стоит от 1000 р., в зависимости от сложности работы.


Работа с контентом


Составление семантического ядра для сообщества

При создании сообщества мы всегда проводим оптимизацию под большой интернет и под внутренний поиск. Составление семантического ядра в этом процессе – неотъемлемая часть. Конечно, здесь нет возможности добавить +500 слов, но вот оптимизироваться под –10 запросов вполне реально. Особенно, если учитывать вложенность ключей.

Итак, с учетом частотности по статистике Яндекса мы для каждого нового сообщества собираем семантическое ядро. При этом анализируем бизнес клиента и учитываем цели, которые стоят перед продвижением сообщества. В итоге получается таблица ключевых запросов, которые необходимо использовать при работе с сообществом (описание фотографий, ответы в обсуждениях, посты и т. д.)




При подборе слов обращаем внимание на следующие моменты:

– Ключевой запрос: само проверяемое слово лучше указать в кавычках, тогда мы получим чистую выдачу по нему и сможем оценить, что еще люди ищут с этим запросом.

– Регион: это может быть вся Россия или отдельный город. Так вы поймете примерный спрос на нужной территории.

– Собственно, число запросов по интересующему вас ключу.

– С этим словом еще запрашивают другие, более развернутые варианты, причем их достаточно много. Это хорошо. Такие запросы, как правило, помогают с составлением контентного плана и расширением семантического ядра.

– Похожие запросы. Их также можно использовать для расширения СЯ и поиска тем для контента.

Конечно, это не чистая статистика по ключевым словам в социальных сетях. Это ориентир, потому что аудитория дублируется и, следовательно, именно так она и ищет ваш бизнес.

Для соцсетей, в отличие от сайта, стоит смотреть наиболее общий запрос. Если во внутреннем поиске ищут «пластиковые окна», то нужна компания по работе с ними, а не статья про окна и т. д.

Если хотите посмотреть статистику ключевого запроса именно для «ВКонтакте», можно воспользоваться сервисом target hunter: он позволяет проанализировать динамику запроса (упоминаний в социальных сетях) для данного слова по годам и по месяцам. Будете понимать, вообще что-то об этом пишут или нет.

Мы делаем двойную проверку только в рамках разработки стратегии. В рамках создания сообщества смотрим статистику по Яндекс. Вордстат, анализируем итоги внутреннего поиска и в особо трудных случаях, когда нет данных или сложно выбрать, смотрим статистику по сторонним сервисам.


Разработка названия

Подбор названия начинается с определения позиционирования. Есть 3 вида позиционирования: по бренду (если компания известная или надо продвигать именно бренд), по товару (когда нам бренд не сильно важен, а вот продукт стоит продвигать. Например, доставка цветов: не всегда имеет значение, у какой компании заказать, а вот услуга достаточно популярная), по интересам (здесь мы собственно говорим только об интересах подписчиков и напрямую ничего не продаем). Выбор позиционирования строится на тех целях, которые стоят перед сообществом.

Вот так выглядит примерный шаблон каждого из названий:

– По бренду: «Радуга» – мировой производитель мороженого.

– По товару «Мороженое со всего мира в ТЦ Радуга».

– По интересам «Клуб любителей мороженого Радуга».

Чувствуете? Исходя из названия, и контент должен быть особенный для каждого сообщества.


Как мы выбираем?

– Смотрим на цели. Если надо продавать, то вариант 1 или 2, если информировать, вариант 1 или 3.

– Смотрим на конкурентов. И тут начинается анализ конкурентов по тематике.


Анализ конкурентов для выбора названия сообщества

Для начала мы собираем конкурентов:

– Спрашиваем у клиента, кто его конкуренты (список сайтов или сообществ).

– Во внутреннем поиске собираем сообщества по определенным ранее ключевым словам – до 3—5 по каждому сообществу.

– Собираем в поиске сообщества, которые по ключам выходят на высоких позициях (топ-10).

Проводим анализ собранных сообществ.

– Определяем позиционирование для собранных сообществ. Смотрим соотношение вариантов и выделяем наиболее оптимальный. Можно выбрать самый популярный вариант, и тогда дать пользователям что-то особенное, чего еще нет у конкурентов или, например, стать просто лучше при том же контенте, если конкуренция низкая. Или наоборот, выбрать тот вариант, который имеет меньше всего конкурентов (при условии, что он нам подходит по формату работы).

– Определяем конкуренцию по собранным ключевым словам. Сколько пользователей в сообществах на топовых позициях, сложно ли будет добраться до первого места, низкая ли численность.

– Проверяем на наличие ботов в сообществах. Это поможет определить численность, на которую ориентироваться на старте. Реальную численность по нужным ключевым запросам. Она-то и покажет с каким словом и как работать.

– Определяем принцип ранжирования в результатах поиска по нужному запросу: есть ли скачки по численности в топе или убывание идет ровно по численности.

– Проверяем наличие разбавлений (есть ли посторонние слова в выбранных ключевых запросах названия или нет). Например, сообщество в топе называться может «Пластиковые окна», а может «Компания по установке пластиковых и деревянных окон». Второй вариант – разбавление ключа. Отмечу, что чистое вхождение ключа – один из факторов ранжирования. Т.е. при прочих равных предпочтение будет отдано сообществу без разбавления.

Собрав данную статистику, мы определяем, по какой стратегии будет строиться название, и предлагаем в отчете клиенту, как правило, 2—3 варианта с описанием причин выбора каждого из них. Итоговое решение, конечно, остается за клиентом. Но мы всегда говорим причины и последствия, которые будут ждать при определенном выборе.

Важно, когда будете сами составлять название для сообщества, обратите внимание, что здесь существует принцип (для поиска): чем меньше слов, тем больше вес каждого из них. Примерно как и для тега title.

И еще: если сейчас меняете название, учтите, что вас ждет временное проседание позиций. Это нормально. Со временем, в зависимости от вашей активности и активности ваших конкурентов, позиции восстановятся и даже могут стать лучше. Конечно, если будете работать с соцсетями.


Статус для сообщества

Название выбрали, теперь можно подумать и о заполнении статуса сообщества. Мы не рекомендуем здесь дублировать информацию, которую вы уже написали в названии. Часто пишут примерно так:




Статус должен расширять информацию из названия, дополнять ее. На какие нюансы мы обращаем внимание при заполнении этого блока информации.

– Указание геолокации (город, область в которой работает). Например, если вы не хотите перегружать название указанием на регион.

– Акции, стимулирующие вступление в сообщество (Скидка друзьям 10%, детали в меню).

– УТП вашей компании: доставка по Мск за 10 минут, при заказе от 3 штук подарок-сюрприз на 1000 р.

– Уточнения по бренду, товару, компании. Например, вы в названии указали, что у вас интернет-магазин постельного белья, а в статусе можно уточнить те направления, которыми занимаетесь: одеяла, подушки и простыни из верблюжьей шерсти.

– Особые условия по работе магазина: только розничная продажа, открытие 15 января, в праздники не работаем и т. д.

Мы при создании сообщества исходим из целей, для которых будет использоваться группа, и подбираем статус.

В идеале в статус следует вставить ключевой запрос из семантического ядра, так как статус учитывается при оптимизации. Но если не получается сделать это органично, лучше ориентироваться на людей, чем на роботов.


Описание компании в разделе «Информация»

Информация – раздел, который находится сразу под названием и статусом. Его видно, если нет закрепленного поста в сообществе. Если есть закрепленный пост, то этот раздел уходит во вторую вкладку.

Здесь ваша задача в том, чтобы рассказать о компании и сообществе так, чтобы пользователи захотели вступить и совершать целевое действие.

Чтобы написать текст для раздела «Информация», мы анализируем сайт и бизнес клиента. Изучаем, чем компания полезна, какие условия предлагает, зачем пользователям нужно подписываться на новости / вступать в сообщество.

Не забывайте, что текст должен заканчиваться призывом к действию: напишите нам, сделайте заказ в нашем интернет-магазине и т. д.

Из частых ошибок, которые мы встречаем при анализе, – это рассказ о том, какая компания крутая и замечательная. На самом деле важно говорить все то же самое, но только с позиции выгоды для клиента.

Итак, в этом разделе решаются следующие задачи:

– Дается более развернутая информация про компанию.

– Вводятся цифры и факты, которые снимают возражения пользователя и подтверждают ваши слова.

– Указываются причины, по которым пользователю необходимо вступить в сообщество.

– Есть CTA, чтобы подтолкнуть пользователя к совершению целевого действия.

Важно помнить, что текст для этого раздела сообщества должен быть уникальным и оптимизированным под ключевые слова, которые вы включили в семантическое ядро для соцсетей. Чтобы структурировать текст, можно оформить его в список (нумерованный, под маркерами или через значки-эмодзи). Все ссылки ставим здесь с метками (по ним вы будете отслеживать статистику переходов и достижения целей на сайте) для социальных сетей и сокращаем через специальный сервис.

Мы пишем обычно текст объемом 500—1000 символов с пробелами. Оптимизируем его под 1—3 ключевых запроса из СЯ. Проверяем на уникальность (90—100%) через сервис text.ru, а также на тошноту через advego.


Заполнение раздела с обсуждениями

Да, в рамках создания сообщества мы заполняем и этот раздел. Обсуждения очень хорошо индексируются поисковиком Google. Поэтому здесь также важно поработать над оптимизацией текста. Причем важно включить ключевые слова из собранного семантического ядра в название обсуждения, желательно без разбавления, а также в текст с описанием. В рамках услуги мы создаем 1—2 обсуждения для компании:

– Подбираем тему для обсуждения. Как правило, это отзывы о компании. Они всегда важны, особенно в соцсетях. Надо дать клиентам высказаться.

– Составляем текст описания с ключевыми словами из семантического ядра.

– Добавляем в сообщество.

Помимо этих работ, всегда при передаче прав на сообщество рассказываем, как правильно работать с ключевыми словами в сообществе. Какие элементы оптимизировать, на что обратить особое внимание.

В целом, вроде и все, но кто же захочет вступать в пустое сообщество. Никто, правильно. Поэтому мы добавляем в сообщество 5 публикаций. Далее расскажем, как именно мы подбираем тематики и составляем их.


Базовое наполнение сообщества контентом (посты)

На самом деле публикации создаются не только для того, чтобы в сообществе появился полезный контент, но и для того, чтобы показать пример, как правильно оформлять материалы при работе с постами.

Если вы хотите, чтобы соцсети приносили результат, вам необходимо:

– Контент-план, который вы составите в первый раз на базе анализа сообществ конкурентов, а также исходя из своего видения того, какую информацию можно было бы публиковать.

– Отчет об анализе эффективности контента, который вы публиковали в сообщество, основываясь на контентном плане и целях. Его также надо учесть при составлении контентного плана на будущий период работы.

Так вы будете понимать, что делают ваши конкуренты, какой это дает результат и что больше всего нравится вашим пользователям. На основе этой информации можно корректировать работу с сообществом и постоянно улучшать результаты.

Как мы подбираем посты в рамках услуги «создание сообщества»? Все просто, мы делаем это следующим образом:

– Анализируем контент, которые есть в сообществах конкурентов (наиболее успешные сообщества, которые мы нашли на этапе составления названия). Смотрим, что дает наилучший отклик по лайкам, репостам и комментариям. Выбираем наиболее вовлекающие темы для общения с пользователями.

– Анализируем сайт клиента, контент на сайте и смотрим, про что мы можем рассказать с точки зрения пользы и достижения поставленных целей.

– Смотрим по статистике того, что еще интересно пользователям, посещающим сайт клиента, выбираем смежные тематики, которые можно связать с контентом сообщества.

– Выбираем максимально разные форматы. Если у клиента есть фото/видео – добавляем эти материалы.

По итогу у нас получается небольшой контент-план с 5 постами разного вида, направленные на достижение целей сообщества. Составлены они с учетом интересов целевой аудитории и оптимизированы под ключи из семантического ядра. Далее мы настраиваем публикации с периодичностью 1 пост в день: время подбирается с учетом анализа эффективности работы конкурентов.

Теперь все настройки готовы, и сообщество действительно создано. Осталось только разработать индивидуальный дизайн, составить контентный план, начать писать публикации и запустить рекламную кампанию.

2.4. SMM как лекарство: правда ли, что продвижение бизнеса в социальных сетях доступно каждому?

О том, что SMM – это суперпопулярное и мегаэффективное направление, не слышал только ленивый. Для этого есть масса причин:

– быстрый доступ к любой аудитории;

– легкое взаимодействие с клиентами;

– относительная дешевизна по сравнению с другими каналами;

– более личный, интимный уровень общения с клиентом;

– хороший способ увеличивать прибыль;

– сарафанное радио;

– удобная возможность работать над репутацией.

Все хотят в соцсети и все идут туда. Но в конечном счете мы видим тонну трупов сообществ и аккаунтов, так и не сумевших принести своим владельцам пользу. А все почему? Потому что нет главной идеи, нет постоянства в работе и, что самое главное, нет конкретных целей. А ведь без них нет смысла рассчитывать на хороший конечный результат.


Говорим о себе открыто или скрываемся: какое сообщество создать?

Дмитрий Румянцев, автор книги «Продвижение бизнеса «ВКонтакте», предлагает выделять три типа позиционирования сообщества ВК.


1. Позиционирование по бренду

В этом случае в соцсети создается сообщество, открыто названное именем компании, например, «Интернет-магазин обуви «Башмак» или «Агентство по недвижимости «Уютный дом». В оформлении присутствуют фирменные цвета и логотип, на стене размещается информация о товарах и услугах. Достаточно одного взгляда, чтобы понять: это коммерческое сообщество.

В чем недостатки этого типа? Такой способ позиционирования хорош для крупных компаний, о которых все давно знают: Сбербанк, МТС, «М. Видео». Но если ваш бренд еще не раскручен и его имя не на слуху, то люди будут вступать в сообщество неохотно. Все дело в том, что от такого сообщества ждут рекламы. И если реклама от знаменитой компании принимается как данность, то с рекламой от менее известного бизнеса многие мириться не захотят. К тому же в социальных сетях мы привыкли в первую очередь развлекаться и отдыхать, а уже потом делать покупки.




2. Позиционирование по интересам

Здесь суть в том, чтобы нигде открыто не заявлять о своих меркантильных целях. Представим вот какую ситуацию. У нас есть сайт по продаже женской косметики. Мы выбираем позиционирование по интересам и создаем ВК сообщество под названием «Все о красоте» или «Клуб красоты». Публикуем там статьи об уходе за собой, о правилах нанесения макияжа, о прическах, размещаем видеоуроки, фото и прочий подобный контент. Аудитория расширяется, активность в сообществе растет. Затем в контент мы начинаем вплетать, например, фото девушек с макияжем, который сделан нашей косметикой. Участницы заинтересуются, мол, откуда такая волшебная тушь, помада, тени и т. д. И вот здесь мы жестом фокусника выдаем ссылки на наш сайт, где все это добро можно купить, но не в виде рекламы, а в виде ненавязчивого совета. Люди даже не заподозрят, что вы так продажи себе делаете. Очень удобно, верно?




Есть и минус, конечно. При позиционировании по интересам вы сможете работать только над продажами, но не над репутацией и узнаваемостью бренда, ведь открыто рекламировать сайт нельзя, это противоречит стратегии. Кроме того, даже работа над продажами должна быть очень тонкой и искусной. Никаких ссылок под каждым постом, иначе аудитория все поймет. Очень велик риск раскрыть себя.

Увы, не любой бизнес может продвигаться по интересам. Как применить этот тип позиционирования, когда вы продаете, например, дорогостоящее медицинское оборудование? Правильно, никак. Но оборудование это продавать в соцсетях очень даже можно.


3. Смешанное позиционирование

Осознав недостатки этих двух типов, SMMщики подумали: «А почему бы не соединить их вместе?». Так появилось смешанное позиционирование. Выбрав этот вариант, вы сможете и рекламу с названием компании помещать в открытую, увеличивая узнаваемость бренда, и информационный (полезный!) контент ставить, повышая лояльность аудитории. То есть соединяем позиционирование по бренду и по интересам.

Сейчас это самый популярный способ работы сообществ. Именно его мы рекомендуем использовать, чтоб получать максимум выгоды.


Всем можно, а мне нельзя

С типами позиционирования теперь все понятно. Но что от них толку, если вашему бизнесу, по словам специалистов, путь в соцсети заказан? Если вы тот самый сайт по продаже медицинского оборудования? Давайте разбираться, правда ли вы безнадежны для SMM.

Направлений бизнеса, которым, по общепринятому мнению, в соцсетях зеленый свет, очень много. Предлагаем разделить этот список на 3 крупных отрасли:

– Сервисный рынок:

– салоны красоты и тренажерные залы;

– кафе и рестораны;

– бары и клубы;

– различные школы;

– туризм (в т.ч. гостиничный бизнес);

– ателье;

– аренда чего угодно;

– автосервисы.

– Товарный рынок:

– одежда;

– украшения;

– обувь;

– еда;

– детские товары;

– товары для дома;

– косметика и парфюмерия;

– hand made.

– Рынок специалистов

– стилисты;

– парикмахеры;

– фотографы;

– ведущие;

– тренеры;

– врачи;

– репетиторы;

– мастера по ремонту.

Тех, кому в соцсети идти не рекомендуют, гораздо меньше.

– Узкоспециализированный В2В (business to business).

– Причина: очень сложно подобрать интересный контент для регулярного постинга.

– Офлайновый бизнес (например, продуктовые магазины).

– Причина: такие компании заточены на естественную проходимость, аудитории нет смысла вступать в их сообщества в соцсетях.

– Бизнес моментальных решений (такси, эвакуаторы).

– Причина та же, что и во втором случае: естественная проходимость. К тому же решение воспользоваться услугами таких компаний приходит моментально. Мы будем искать сразу номер телефона в 2gis, а не паблик или группу ВК.

Такова теория, и мы с ней, в общем-то, согласны. Но на практике все меняется, когда появляется большое желание работать. Именно это желание позволяет продвигать в соцсетях даже самое, казалось бы, необычное направление бизнеса. Главное, правильно сформулировать цели. То есть то, о чем мы говорили в самом начале. Разберемся на конкретных примерах.

От теории к практике

В сущности, любая В2В-компания, любой офлайновый бизнес и любой бизнес моментальных решений может заниматься в соцсетях тем же, чем какой-нибудь рядовой салон красоты или ресторан. Это:

– работа над репутацией;

– поиск кадров;

– сообщение актуальной и полезной для аудитории информации.

А иногда и продавать даже. Просто подходить к делу нужно с умом и креативом. Давайте детально разберем каждый из 3 пунктов на примерах.

1. Работа над репутацией

Знакомьтесь, это официальная группа «ВКонтакте» Ангарской нефтехимической компании.




Конечно, продать партию товара с завода в соцсетях мы не сможем, но нам это и не надо в данном случае. А вот поработать над репутацией компании не помешает, потому что люди очень часто обвиняют подобные предприятия в загрязнении города, пишут жалобы, подают в суд, устраивают митинги. Если горожане не будут тебя любить, спокойно работать тебе просто не дадут. Так что хорошая репутация приобретает архиважное значение.

Как можно прокачать свое доброе имя? Устраивать благотворительные акции (помощь сиротам, ветеранам, инвалидам), проводить городские праздники, устраивать розыгрыши, рассказывать о своих замечательных сотрудниках, обучать молодежь. И социальные сети как раз становятся идеальной площадкой для того, чтобы поведать о своих подвигах горожанам.

Ангарская нефтехимическая компания к делу подходит очень обстоятельно. В группе есть рубрика «Компания в лицах», так предприятие сразу приобретает человеческий облик:




Благотворительная деятельность развивается очень активно, о чем постоянно пишут в сообществе:




И про обучение молодежи не забывают:




И конкурсы-розыгрыши на месте:




Группа довольно активная: есть лайки, репосты и комментарии, участников более 4000. Словом, показатели хорошие, а если учесть специфику предприятия, то и вовсе отличные. Не каждая коммерческая площадка может похвастаться такими результатами.


Совет от эксперта: Если хотите работать над репутацией компании, соцсети идеально для этого подойдут. Организовывайте субботники, посадку деревьев, сбор макулатуры и батареек. Не забывайте писать об этом и собирайте вкусные плоды своих стараний в виде любви и уважения аудитории.

И кстати, если у вас какое-то подобное предприятие, и вы заботитесь об охране окружающей среды с помощью специальных технологий, тоже сообщайте об этом время от времени. И тогда к вам вообще не будет никаких претензий.


2. Поиск кадров

Когда компания большая, ей часто требуется пополнение штата. Для поиска сотрудников можно или воспользоваться нововведением «ВКонтакте» и бесплатно подключить в сообществе специальное приложение «Вакансии», или создать отдельное сообщество для пополнения штата. Именно так поступила Иркутская компания «Слата», у которой по области около 100 супермаркетов.




Там публикуются объявления о появившихся вакансиях:




Есть специальная тема в обсуждениях для вопросов от соискателей и от сотрудников. И даже здесь без конкурсов не обошлось:




В группе просто замечательная активность, участников аж 5,5 тысяч, и это при том, что в основной группе сети их 7000. К сожалению, нет раздела отзывов, чтобы проверить, как много людей устроилось на работу с помощью этого сообщества. Но, опираясь на показатели активности, можно предположить, что немало.


Совет: В виде дополнительного контента, чтобы на стене были не только посты о новых вакансиях, публикуйте истории успешно нанятых сотрудников, размещайте ту же рубрику «Компания в лицах». И про раздел с отзывами не забудьте.


3. Сообщение актуальной и полезной для аудитории информации

Многие люди пользуются услугами такси с помощью прямого звонка. Но как тогда узнавать приятные новости вроде скидок или неприятные вроде повышения тарифов? Мы же не бываем в специальном офисе, где бы нам обо всем сообщали лично, а на sms-рассылку подписываться многие не любят. И опять выручают социальные сети.

Это официальная группа, наверное, одной из самых популярных в Санкт-Петербурге служб такси – «ТаксовичкоФ»:




Вот несколько примеров размещения приятных новостей и полезной информации от этой компании. Акции и скидки:






Важная для клиентов информация:




А вот удачный пример того, как нужно собирать информацию о целевой аудитории:




Под постом развернулся целый спор на 100 комментариев. А компания читает мнения своих клиентов и мотает себе на ус: как лучше вести себя таксистам, чтобы не раздражать людей? Очень умный ход.

Группа, как и в первых двух случаях, очень активная. Почти 66 000 участников. Постоянные лайки, репосты, комментарии. У ребят даже своя система хэштегов есть, что упрощает поиск.


Совет: если ваш бизнес завязан на моментальных услугах, можете в дополнение прикрутить у себя в сообществе приложение «Заявки». Оно позволит участникам сообщества оставлять обращения на получение услуги, а вы будете все это оперативно мониторить без участия сайта.


Вывод

Переосмыслив все вышесказанное, мы приходим к логическому заключению: в социальные сети дорога открыта абсолютно всем, будь то салон красоты, ресторан или металлургический завод. Только нужно понимать, зачем вы туда идете. Перед созданием сообщества ВК или заведением аккаунта на любой другой площадке, хорошенько подумайте, для чего вы это делаете. Хотите раскрутить бренд? Улучшить репутацию? Расширить штат? Завязать общение с целевой аудиторией? Сформулируйте и пропишите цели. И в зависимости от того, что получилось, начинайте строить стратегию и разрабатывать контентный план, потому что в соцсетях продвигаться на авось нет смысла, это не принесет результата.

2.5. Реклама в социальных сетях

Почему так важно найти свою целевую аудиторию и как это сделать?

Реклама в социальных сетях и контекстная реклама – разные вещи. Нельзя использовать здесь одинаковые средства, чтобы получить хороший результат и там, и там. Давайте разбираться, в чем же разница и как все-таки выжать из таргетированной рекламы (реклама в социальных сетях) максимум.


В чем отличие таргетированной рекламы от контекстной?

Помимо того что эти два вида рекламы размещаются на разных площадках, есть еще одно очень весомое отличие, которое необходимо учитывать, работая с контекстом и таргетингом.

Дело в том, что контекстная реклама – это реклама, изначально ориентированная на конкретного человека, который именно сейчас (пока идет ваша рекламная кампания) ищет товар или услугу. В контексте все объявления настраиваются на определенные ключевые запросы, которые вводит сам пользователь. Другими словами, работа ведется непосредственно с целевой аудиторией, которая, конечно, неосознанно, но ищет вас в интернете. Дело за малым: правильно подобрать ключи и составить интересные объявления.

В таргетированной рекламе все не так. Мы не знаем, что ищет пользователь в данный момент времени, зачем он вообще зашел в социальную сеть, о чем он думает и чем занят. Здесь нет конкретного человека, который испытывает потребность в вашем предложении, это мы пытаемся его найти и, показав рекламу, заставить совершить нужные действия.

В такой ситуации значение имеет не только то, как будет выглядеть наше объявление, но и то, насколько правильно будет настроена целевая аудитория.

Чуть детальнее разберем несколько специфических таргетов, которые могут оказаться очень полезными для точной настройки рекламы на потенциальных клиентов.

– Один из важных таргетов при определении своей целевой аудитории, для многих видов бизнеса, особенно региональных и местных, – геотаргет. Укажите страну, город, улицу, где, вы предполагаете, проживает ваша фокус-группа. Например, «ВКонтакте» настройки геотаргетинга не такие богатые, как в Facebook, где недавно появилась возможность показа объявлений по пину (выбираете любое место на карте и добавляете к нему нужный радиус).


Геотаргетинг в Facebook




Геотаргетинг «ВКонтакте»

Конец ознакомительного фрагмента.