Глава 2. Психологическая структура ответственности
Руководителю важно наперед прогнозировать поведение сотрудника: выполнит ли тот поставленную задачу, справится ли с порученным объемом работ. Все это лучше понимать заранее, чтобы успеть скорректировать действия работника при необходимости. Поэтому, прежде чем переходить к оценке и развитию ответственности, предлагаю познакомиться с одной психологической теорией. Знаю, что многие менеджеры скептически относятся к привлечению психологии в бизнес. Однако эта теория необходима для того, чтобы научиться управлять конкретными характеристиками человека. В данном случае вам предстоит научиться управлять ответственностью. Повышать или снижать ее уровень. А без понимания того, как там внутри человека все устроено, очень трудно чем-либо управлять.
В середине прошлого века в Америке работал психолог Джулиан Роттер. Самая известная из выдвинутых им теорий называется «Теория социального научения». Ее задачей было прогнозирование поведения человека в социуме. Мы рассмотрим только один из компонентов данной теории.
Джулиан Роттер разделил всех людей на две большие категории.
Люди, принадлежащие к первой группе, склонны приписывать причины всех происходящих с ними событий внешним факторам. Поведению других людей, погодным и природным условиям, финансовым и экономическим факторам, всему тому, что находится вне самого человека и вне его поступков. Роттер назвал таких людей Экстерналами. Он сказал, что у них внешняя «Локализация волевого усилия». Коллеги и последователи Роттера упростили название этого термина, и теперь это принято называть «Локусом контроля».
Люди, принадлежащие ко второй категории, склонны видеть причины происходящих с ними событий внутри себя: в своем поведении, характере, финансовом положении, настроении. В общем, во всем том, на что они могут влиять, что они могут контролировать. Роттер назвал таких людей Интерналами и сказал, что у них внутренняя «Локализация волевого усилия», или внутренний «Локус контроля».
Как вам кажется, какие из этих людей более ответственные?
Конечно же, Интерналы. Ведь они склонны совершать привычное для себя действие из четвертого пункта алгоритма ответственного поведения: видеть и признавать собственные недоработки.
Исследования, проведенные Роттером, показали, что у большинства людей локус контроля находится в промежутке Интернальный – Экстернальный. Т.е. у них присутствует и одна, и другая характеристика в соотношении приблизительно 50/50. Но есть люди, у которых преобладает либо внутренний, либо внешний локус контроля.
И, конечно же, не существует людей с абсолютно внешним или абсолютно внутренним локусом контроля.
Представьте себе человека, имеющего только внешний локус контроля. Он никогда не сможет достичь серьёзных карьерных или финансовых успехов. Да и жизнь такого человека находится в опасности. Вы наверняка знаете хотя бы одного человека, который всегда переходит улицу в любом месте, где ему только захочется. Такой человек идет через дорогу с ощущением того, что все автомобилисты должны видеть его с любого ракурса и объезжать или притормаживать. В такие моменты у него внешний локус контроля по отношению к своей жизни. Если вам не удастся переубедить его так не делать, может случиться беда. Люди с внешним локусом контроля часто уповают на так называемую Судьбу. Их еще называют фаталистами.
Но люди, имеющие только внутренний локус контроля, тоже не могут быть счастливы. Ведь им кажется, что они все на свете должны контролировать и на все влиять. А если случилось что-то не так, то буквально «съедают» себя. Крайняя степень такого поведения приводит к душевной нестабильности. Паранойя, мания величия, в крайнем случае – невроз.
Помните слова из определения в начале книги: «Ответственность, как понятие, часто в смысловом значении путается с психиатрическим понятием „невменяемость“»? Может быть, авторы как раз это имели в виду?
И действительно, ответственные люди часто тревожатся, что они не смогут, не успеют, не способны или подведут кого-то.
Внешний локус контроля по Роттеру – это защитная реакция психики на внутреннее перенапряжение. Наверняка и у вас такое было: сидите над проектом до поздней ночи, все уже ушли домой, а вам надо непременно доделать. И вдруг вы понимаете, что случайно безвозвратно удалили файл, с которым работали. Не сохранили его. А время на часах уже к полуночи. Вы понимаете, что надо все начинать с начала и тогда говорите себе в сердцах: «Да что мне, больше всех надо что ли?! Все ушли, а я один работаю до ночи! Будь что будет, я пошел домой!»
Именно так проявляется внешний локус: вам хочется обвинить еще кого-то в своих неудачах. Ну а что? Они ведь действительно ушли, и сердиться на них в этом случае совершенно справедливо.
Вы не встретите человека с абсолютно внешним или абсолютно внутренним локусом среди психически здоровых людей. Но иногда встречаются индивидуумы, у которых исключительно внешний локус по отношению к работе.
Представьте себе молодую мамочку. У нее явно преобладает внутренний локус контроля по отношению к своему ребенку. Она тотально контролирует его жизнь: не пора ли кормить, не заболело ли горло, вовремя ли лег спать, не свалился ли с велосипеда. Она точно знает, что разбитые коленки, сопливый нос, больной животик – это ее ответственность. Как любая мама, она старается привлечь к уходу за малышом других взрослых, чтобы было чуть-чуть легче. Но они все равно вернут ей ребенка на руки, если с ним что-то случится. И ей самой придется улаживать последствия ситуации, даже если это папа не досмотрел, что ребенок слишком быстро гонял на новом велосипеде, если няня надела на ребенка слишком легкую куртку в мороз, если дедушка накормил его апельсинами, от которых аллергия. Кто бы ни был «в том числе ответственным», самую большую ответственность несет все равно мама.
И вот молодая мама после декрета выходит на работу, и сразу же переводит свой локус контроля вовне: «Господи, ну хоть тут ничего от меня не зависит! Я всего лишь помощник бухгалтера. Сколько воды утекло за то время, что я была в декрете, все законы давно поменялись. Коллеги, не говоря уже про руководителя, явно лучше понимают, как работу работать».
На этом примере хорошо видно, что внешний локус контроля – это естественная защитная реакция организма, предохраняющая нас от стресса. Если бы молодая мамочка еще и на работе волновалась обо всем, невроз был бы ей обеспечен.
Не подумайте, я ничего не имею против работающих мамочек. Я всего лишь за осознанную ответственность. Если уж ты выходишь на работу, будь добра взять на себя ту ответственность, которая тебе здесь положена. Или продолжай сидеть в декрете.
Кстати, с воспитанием детей связан еще один психологический момент зарождения ответственного поведения.
Мы все когда-то были детьми. И всех нас воспитывала мама и другие близкие родственники. В какую сторону будет повернут наш локус контроля в будущем, зависит от того, каким образом взрослые объясняли причины наших детских неудач.
Представьте, что малыш вернулся с прогулки в слезах и с разбитыми коленками. Он катался на новом велосипеде и не удержал равновесие.
Одна мама будет объяснять ему причину произошедшего так:
• Эти жилищные службы совсем совесть потеряли, нет бы – травкой засеять детскую площадку, так они заложили все асфальтом, лишь бы автомобилям было, где ездить. Бедный ребенок не может нормально гулять.
Другая мама объяснит причину следующим образом:
• Вася, ты же знал, что еще не умеешь как следует ездить на новом двухколесном велосипеде, а уже поехал с другими мальчишками в соседний двор. Не рассчитал силы, не подумал, что можешь упасть, вот и разбил коленку.
Первая мама воспитывает в ребенке внешний локус контроля, вторая – внутренний. А так как вокруг среднестатистического ребенка вращаются обычно несколько значимых взрослых, то все они объясняют события его жизни по-разному. Таким образом и формируется тот психологический механизм, который помогает переключать внутренний локус на внешний и наоборот.
Потом ребенок идет в школу. А в наших школах, в основном, формируют детям внутренний локус:
• Я даже разбираться не буду, кто разбил окно, все положили дневники мне на стол.
• Ну и что, что ты лично никого не подначивал, все сбежали с литературы, значит, все виноваты.
• Останетесь все на седьмой урок, потому что кто-то из вас на перемене курил.
Знакомо? А мы уже знаем, Роттер нам пояснил, что при чрезмерном давлении срабатывает механизм психологической защиты: если меня обвиняют во всех смертных грехах, надо скидывать ответственность. И появляются возгласы: Это не я! Это не справедливо! Я не виноват!
Мы все плюс-минус прошли через одинаковое воспитание. В нашей стране редко кто осознанно воспитывает ответственность в своих детях. В отличие от западных стран, где родители четко знают, что должны воспитать ответственность в своих детях до такого уровня, чтобы в 18 лет те покинули родительский дом и смогли жить самостоятельно.
Чаще ответственность передается от наставника к стажеру, от руководителя к подчиненному. Но самым главным человеком, от которого зависит уровень ответственности вашего сегодняшнего подчиненного, является его первый руководитель. Воспитывал ли он в нем ответственность, и был ли сам ответственным руководителем? Все это вы сможете узнать при приеме нового сотрудника на работу.