Вы здесь

ReStart-Перезагрузка. Как заставить свой мозг следовать твоим желаниям и достигать любых целей. Часть 1.. Друг мой Мозг (Дмитрий Бухер)

Часть 1.

Друг мой Мозг

Крокодил, кошка и дельфин

Последние 30 лет нейронаука переживает настоящий бум. Ученые принялись исследовать мозг человека вдоль и поперек.


Объектами исследования становятся само строение мозга (анатомия), то, как он работает (физиология), с помощью каких химических соединений (биохимия, исследование нейромедиаторов). Изучают ученые, как мозг реагирует на те или иные состояния и воздействия извне.


Но одним из фундаментальных открытий в теории мозга стали исследования американца Пола Маклина.


Он доказал, что мозг человека состоит из трех слоев, каждый из которых соответствует определенному этапу в эволюции.


Так появилось учение о «триедином мозге».


Согласно теории П. Маклина первым в процессе эволюции развивался так называемый рептильный мозг. Он руководит основными инстинктами – самосохранения и продолжения рода, а также прочими функциями, связанными с выживанием. Похожие структуры встречаются у других млекопитающих, птиц и рептилий.


Рептильный мозг. Первый и самый древний мозг называется рептильным. Его еще называют Р-комплексом. В законченном виде он сформировался у рептилий. Рептилии реагируют на стимулы, то есть их деятельность можно рассматривать как стимул-реактивную. Если рептилию что-то притягивает, она приближается, если пугает или неприятие – она отдаляется. В связи с этим у рептилий очень сильно развиты органы чувств: зрение, оcязание, обоняние, ощущения. Рептилия ориентируется на еду (нужна, чтобы выжить), ее интересует спаривание (нужно, чтобы размножаться), при возникновении опасности она может либо атаковать, либо отступить. Кроме этого, если рептилию ничего не интересует, она может включить еще одну свою защитную функцию – игнорирование. Считается, что у человека этот Р-комплекс формируется до трех лет. В нем закладываются все базовые реакции и модели защиты (безусловно, не нами собой, а при условиях влияния среды).


Рептильный мозг окружен сложной лимбической системой, получившей название «мозг млекопитающего». Его функции – эмоциональные и познавательные. Лимбическая система есть уже у млекопитающих. У кошек и собак в том числе. Эта эволюционная надстройка появилась в связи с новым решением – необязательно убивать своих врагов, можно на них воздействовать эмоциями. У рептилий эмоций нет, а у кошки они есть. Кроме этого, Л-комплекс отвечает еще и за место в группе, в социуме, то есть за иерархию и свое место в ней. Эмоции, доминирование, статус – это функции Л-комплекса.


Самый новый отдел мозга – это сложноорганизованное серое вещество под названием неокортекс, или «мыслящий мозг». Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств, и отвечает за память, интеллект, речевую деятельность и сознание. Неокортекс есть только у человека и у… дельфинов.


Новая кора занимает у человека около 85% головного мозга, что, конечно, указывает на ее важность по сравнению с Р-комплексом и лимбической системой. Неокортекс отвечает за мысли, оценки, суждения, он разделяет реальность на настоящее, прошлое и будущее, может анализировать, просчитывать. Неокортекс отвечает за самоосознанность. Он может перепрошивать более низкие уровни. Когда наступает синхронизация Р-комплекса, Л-комплекса и неокортекса, у человека наступают ресурсные состояния.


Несмотря на то что функции отделов мозга во многом совпадают, они очень разные по химическому составу, структуре, действию и стилю. Иметь три мозга должно быть лучше, чем один, но по какой-то ошибке взаимодействие и координация между неокортексом и двумя более древними отделами мозга неполные. Из-за этого существует хроническая диссоциация между высшим и низшими уровнями, которую Маклин окрестил «шизофизиологией». Мы переживаем это как противоречивые влечения: сознательное и бессознательное, дикость и цивилизация, похоть и любовь, ритуал и символ, рациональное и вербальное. Временами все три уровня действуют в унисон. Как правило, это происходит в моменты пиковой жизненной активности, когда тело и ум объединяются в едином порыве и все наши действия совершаются спонтанно, без усилий. Но предсказать такие редкие моменты трудно.


Целенаправленно и системно наука изучает мозг с конца XIX века. Однако до сих пор мы очень мало знаем о нем. Физически – да, мозг довольно неплохо изучен. Но что именно заставляет его работать так, а не иначе – это тема, полная вопросов, гипотез и парадоксальных случаев.


До сих пор нейробиологи, физиологи, психиатры не пришли к единому мнению – сколько же информации может запомнить мозг человека, как на него влияют химические вещества, звуковые колебания и т. д. Тем не менее есть ряд бесспорных фактов, которые мы знаем и на которые можно опираться, работая с мозгом.


Размеры и масса мозга. Относительно всего тела человека мозг занимает только 2% его массы, но потребляет до 20% вдыхаемого кислорода. Ни один другой орган не является таким кислородозависимым, как мозг. Зевота – физиологический маркер снижения уровня кислорода. Отсюда и важность дыхательных практик, которые помогают мозгу оставаться в активном и работоспособном состоянии.


Активность мозга во время сна. Даже если человек спит, то мозг не спит. Во сне он работает так же интенсивно, как во время бодрствования. А по мнению исследователей из Калифорнийского университета, во сне мозг работает в 7 раз интенсивнее, чем при бодрствовании. Эти данные еще тщательно проверяются, но эмпирически можно согласиться с правотой американцев. Целебная сила сна, нормальный и здоровый сон как раз помогают справляться и с нагрузками, и с заболеваниями.


Во время сна мозг обрабатывает информацию, не только полученную за прошедший день, но и «записанную» ранее. Новая информация интегрируется в систему представлений о мире и о себе, так собирается цельная картина.


Когда мы спим, то практически все отделы мозга продолжают работать. Активность у спящего человека замечена в отделах, отвечающих за зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, равновесие и двигательные способности тела. Некоторые зоны главного органа человеческого тела способны регулярно обрабатывать окружающую его аудиальную информацию и даже заготавливать ответную реакцию, будь он бодрствующим или спящим. Это позволяет объяснить некоторые повседневные явления, такие как крайняя чувствительность спящего к собственному имени или к звуку родного будильника, тогда как другие звуки той же громкости оказываются неспособными его разбудить.


Развитие мозга. Активнее всего мозг развивается с рождения до 11—12 лет, но тренировать его можно всю жизнь. Для тренировки мозга полезно делать упражнения на синхронизацию работы левого и правого полушарий. Да и просто регулярные занятия спортом не менее 30 минут улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом и способствуют появлению новых идей и свежих мыслей.


Мозг любит пить! Воду! На 80% этот орган состоит из жидкости, поэтому обезвоживание серьезно сказывается на его работоспособности. Но одной водой его не насытить, для правильной работы требуется достаточное количество углеводов. Причем преимущество отдается сложным углеводам, так как простые способны внести дисбаланс в работу организма, что оставит мозг без необходимого питания.


Размер мозга и IQ. Масса мозга не влияет на интеллект. Так, самый крупный мозг (2850 г) принадлежал пациенту психиатрической лечебницы, идиоту-эпилептику, тогда как Ленин и выдающийся химик Либих обходились мозгом среднего размера (1340 и 1362 г). Поэтому уровень интеллекта зависит не от размера мозга, а от количества и качества его нейронов.


Емкость мозговой памяти. Сколько памяти в мозге человека? Этот вопрос давно мучил исследователей, некоторые даже полагали, что развитие компьютерной техники позволит в скором времени превзойти мозг человека по объему памяти. Изначально для описания объема памяти назывались цифры от 3 до 10 терабайт, но потом обнаружилась ошибка в расчетах. Сегодня ученые полагают, что человеческий мозг способен вместить количество байт, выражающееся числом с 8432 нулями.


Мозг и музыка. Исследования о влиянии музыки на мозг человека преподносят немало интересных фактов. К примеру, классические мелодии способны ускорять реабилитацию после инсульта. А обучение игре на музыкальных инструментах в детстве значительно улучшает развитие ребенка, и это касается не только моторики и слуховой памяти, но и словарного запаса с логическим мышлением. Также музыкальное сопровождение позволяет отключать сигналы об усталости, поэтому тренировки под музыку позволяют добиваться лучших результатов.