12:54 – 13:16
По всем вероятностям каждый ребенок в детстве стремится к самостоятельности и мечтает кем-то стать в будущем. Никанор Ефимович с самых ранних лет стремился лишь к уединению и желал всегда оставаться самим собой.
Однажды к нему обратились с просьбой уточнить, какое содержание несформировавшийся детский ум вкладывает в эти слова, и маленький Никанор спокойно ответил: «Оставаться собой – значит не становиться взрослым».
Отшельничество стало неотъемлемой частью его детских лет, что сразу же бросалось в глаза, вызывая проявление агрессивной нетерпимости и злости со стороны сверстников. Именно в одиночестве, которое для многих его однолеток казалось невыносимым, он находил мрачный притягательный соблазн, ту спасительную отдушину, что исцеляет молитвой тишины в противовес всеобщему безумию. Большую часть времени застенчивый Никанор проводил наедине с миниатюрными деревянными статуэтками, теснившимися на небольшой клетчатой поляне. С тех пор игра стала для него областью самовыражения, за единицу волевого поведения был принят ход, а время стало отмеряться шахматными часами.
Уже в дебюте стало понятно, что на поле битвы надвигается циклон. Чесс делал ходы с такой скоростью, что казалось, он вообще не тратил время на обдумывание. С обеих сторон в наступление была брошена пехота ферзевого фланга с учетом специфики размена белой ладейной пешки. Уверенные в своем позиционном преимуществе черные продолжали наступление, стесняя ферзевой фланг.
В своё время немецкий математик Фреге выдвинул идею, что в процессе мышления люди не генерируют мысли, а всего-навсего выражают их.
Вопрос о происхождении мысли по сей день остается открытым, поскольку её источник в мозге современной наукой не обнаружен. Сам же мозг являет собой подобие «приёмопередатчика», находящегося внутри космической «сферы разума». Это походит на глобальную сеть с различным диапазоном частот вещания, информационную паутину, где люди – угодившие в тенета жертвы – значительно подчинены её вибрациям. Естественное информационное поле, посредством которого человек познает мир – база данных, объективно отражающая существующие в природе объекты, процессы, взаимодействия.
– Все это мне известно, – сказал кот, когда Никанор, вкратце пересказал ему изложенную выше концепцию, – как и то, что люди, пропуская через себя информацию, вносят погрешности, лишая её адекватности.
Чесс сделал следующий ход плавно и наигранно, не скрывая своего превосходства. Армия черных рассталась с королевской пешкой, а белый офицер, осуществив свой план, занял стратегически важную позицию, угрожая одновременно двум коням.
– Верно, – Никанор впервые оторвал взгляд от доски. – Таким образом, в результате переработки возникает новое одушевленное информационное поле для разных людей, вне зависимости от индивидуального опыта и истории развития.
– Походит на то, что один архистранный тип из Швейцарии назвал «общим знаменателем», обозначив тем самым неотрывность каждого от коллектива.
– На лету схватываешь, чувствуется, что знаешь жизнь не понаслышке! – радостно воскликнул Никанор. – Так вот на базе этого «общего знаменателя» и создаются различные социокультурные системы (нация, общество, интернет).
Какое-то время соперники молча переставляли фигуры. Лишь изредка напряженную тишину нарушал размеренный четырехкратный стук, глухо доносящийся до чуткого слуха Никанора будто бы из другой, потусторонней реальности.
– Я тут недавно Платона перечитывал, – Чесс прервал молчание, не глядя на собеседника, – диалог «Ион», в частности…
– И как?
– Весьма недурно и на редкость современно. Он приходит к той же мысли «общего знаменателя»…
– Или, вернее сказать, эта мысль приходит к нему, – Никанор отреагировал машинально, даже не отдавая себе полного отчета, каким-то шестым чувством улавливая набор слов собеседника. Настолько велика была его текущая вовлеченность в игру.
– …художник в момент творчества не отдает себе отчета в том, как он творит, – говорил Чесс. – Творческий акт свидетельствует о возможности выхода за собственные пределы – проникновение души в мир запредельных сущностей. Подобное измененное состояние – в некотором смысле безумие, но безумие божественное, по словам Платона.
Любое упоминание о Боге или божественном, несоответствующим образом исходившее из уст бездушной электронной машины, всякий раз оскорбляло слух Никанора своей нелепостью и кощунственным комизмом. Но как любили повторять герои одного романа – «Эксперимент есть эксперимент!» По правде сказать, Никанор не имел четкого представления о конечной цели этого эксперимента, хотя его и посещали смутные соображения. Формально в его обязанности входила лишь программная дрессировка, интеллектуальная муштра – то есть передача особой, специально предназначенной информации посредством механики человеческого общения. Почему новейшую уникальную модель поселили для обмена опытом именно в его квартиру Никанор, конечно же, понимал, пусть и не без тщеславия. Не возражал он по трем причинам. Во-первых, его услуги хорошо оплачивались и, что немаловажно, точно в срок. Во-вторых, электронное мяуканье скрашивало его одиночество куда лучше пустой женской болтовни. В-третьих, Никанор был настоящим приверженцем науки. Любое новшество или научная дерзость в сфере его интересов приводила к такому выбросу дофамина в организме, от которого обычно возникает всезаполняющее чувство восторга и тихой радости.
– Ты прав, – сказал Никанор, оторвав взгляд от доски, – но творчество никогда полностью не предопределено извне. У каждого художника имеется индивидуальная предрасположенность к определенной тематике, языковым приёмам, способам выразительности, так сказать, внутренняя заданность, позволяющая ему ощутить себя в обстановке произведения еще до его создания. Можно сказать, что эта заданность направляет внимание художника, настраивает его на определенную частоту. Это и есть первый вид внимания – приемник.
– Аналогичная избирательная направленность восприятия – второй вид внимания – фокус, – компьютерный голос прозвучал сухо. Чесс переключился в режим речевых настроек «по умолчанию», что экономило ресурсы машины, позволяя обрабатывать множество ходов в параллельном режиме.
Продумав весьма эффективное средство защиты, Чесс с комфортом подготовил размен неприятной для себя пешки, после чего минимальный перевес будет на его стороне.
Комбинации сменяли друг друга в закономерной последовательности, демонстрируя мастерство и спортивный напор, но, в то же время, какую-то упругость, насыщенность, легкость и изящество хореографии балетного искусства. На клетчатой сцене театра деревянных фигур разыгрывался спектакль, содержание которого воплощалось в уникальной шахматной динамике. Интеллектуально-пластический перфоманс, в основе которого фабула, драматический замысел, завуалированная сюжетно-образная концепция.
– Фокус, – повторил Никанор вдумчиво, оценивая маневр. – По своей структуре и способу организации он напоминает оптическую систему, функционирующую по принципу фигура-фон. И если быть внимательными, можно заметить, что настройка этой системы в основном осуществляется извне.
– То есть любой объект, попавший в фокус внимания, производит автоматическую перенастройку, моментально меняя направление мыслительного потока?
– Именно, – сказал Никанор, – но и этот вид внимания не обусловлен исключительно внешними факторами. Что-то задает ему направление, определяет его селективную функцию.
– И что же это? – кот навострил уши.
– Потребность.
Проанализировав сложившуюся позицию, Никанор, по новой наполнил свой бокал и залпом осушил почти половину.
– Ты слышал про алкогольные шахматы? – спросил Чесс уже привычным для общения голосом.
– Не доводилось.
– Однажды случилось Эмануэлю Ласкеру14 сыграть в них с Гезой Мароци15. Условия заключались в том, что каждая фигура – это емкость со спиртным, и, взяв вражескую фигуру, необходимо было её выпить. Причем, объем и вид алкоголя находился в прямой зависимости от силы фигур, подготовленных специально для этого матча. На третьем ходу партии Ласкер принес в жертву ферзя – двухсотграммовую бутылку виски. Мароци тут же захмелел, и Ласкер легко одержал победу.
– Понимаю, к чему ты клонишь, – готовый осложнить борьбу любой ценной, Никанор протолкнул черную пешку вперед, отказавшись от размена. – Думаешь, выпивая, я обеспечиваю себе достаточное оправдание в случае поражения?
Чесс сверкнул глазами, и белый офицер вышел на оперативный простор, защищая коня и одновременно перекрывая черному пехотинцу поле вторжения.
– Получается, что в первом случае человек настраивается на определенную частоту и воспринимает всю охваченную информацию. Во втором, нацеливается на определенную категорию смыслов, вне зависимости от диапазона вещания.
– Я приведу пример, – сказал Никанор. – Предположим, что кто-то смотрит телевизор. Тогда в режиме приемника он зафиксируемся на одном канале в соответствии с внутренней заданностью (спорт, музыка) и, не переключая, просмотрит подряд всю программу. Если же его интересует конкретный класс явлений, скажем, привлекательные женщины (этот класс явлений почему-то интересовал Никанора Ефимовича особенно остро), – тогда в режиме фокуса он будет переключать каналы до тех пор, пока не натолкнется на удовлетворительный образец, и не важно, спортсменка она или оперная дива. Существенная разница между двумя режимами заключается в заданной ориентации, то есть во внимании, которое и определяется потребностью.
Соперники разменяли коней.
– Если я безошибочно уяснил, внимание может подчиняться, как внутренним ожиданиям, так и внешним сигналам. Но человек существует, практически, во власти внешнего влияния сети и его мысли – это вибрация паутины.
– Паутина не может позволить, чтобы все её составляющие действовали автономно, поэтому в её системе все взаимосвязано. С рождением, каждому человеку предоставляется определенный коридор – диапазон перемещения, в пределах которого он может выбирать своё будущее. Представь, что ты блуждаешь по лабиринтам гигантского торгово-развлекательного комплекса, который посещаешь каждый день. Многоэтажное здание с кафе, барами, боулингом, кинотеатром, лифтами, эскалаторами, парковкой для личного транспорта. Все по высшему разряду – hi-tech.
– И в чем подвох?
– Подвох в том, что весь этот шик полностью соотносится с балансом твоей кредитной карты, иначе говоря, с твоей покупательной способностью. В коридорах этого комплекса нет ни одной «ячейки счастья», которая тебе не по зубам. Точнее, они есть, но выглядят для тебя закрытыми, поэтому тебе и в голову не приходит туда соваться.
– То есть при движении по этому центру у меня будет возникать иллюзия свободы выбора, но выбор этот определяется кредиткой в руках судьбы?
– Эти ячейки и есть человеческие цели. Поставив их перед собой, а затем, достигнув, складывается ощущение контроля над судьбой. На деле же, все эти цели формируются из желаний и мыслей нашего индивидуального диапазона свободы выбора. Человеку кажется, что это его выбор, когда это – выбор паутины.
– Выходит, овладев вниманием, можно изменить программу? – Чесс разменял белого коня на черного пехотинца. Отличный ход! Перспективная жертва качества, передающая инициативу белым.
– Можно, конечно, теоретически…
– А на практике?
– На практике это подвластно лишь избранным, внимание же остальных механично и подчинено потребностям, а они, в свою очередь, паутине.
– Значит, перенастроить свое внимание изнутри обычному человеку не под силу?
Никанор обратил глаза к потолку и задумался.
– Думаю, что нет. Зато вполне под силу использовать переработанную паутину, что, собственно, и проделывают закулисные идеологи, манипулируя вниманием масс. – На доске творилось что-то неладное. Всего один просчет и превосходство белых уже не вызывало сомнения. Из последних сил Никанор начал новое наступление на боевые порядки противника.
– Телевидение, радио, интернет – все это одушевленная паутина?
– Любая зацикленная энергосистема, к которой подключены массы. Миллионы бестолковых гусениц, изначально находящихся во власти глобальной сети, по сути, сами и прядут эти коконы – альтернативные псевдо-спасительные реальности, путы ловушки, которыми управляют опытные «операторы». Стоит им лишь закинуть пакеты идей-паразитов, как они тут же разлетятся посредством миллионов людей.
Несмотря на усилия со стороны противника, Чесс с легкость парировал все маневры, а Никанор, ко всему прочему, угодил в цейтнот. Черные явно растерялись. Теперь их ждал шквал атаки.
– Я вспомнил одну историю, – сказал Никанор, смирившись с поражением, – Вольфганг фон Кемпелен16 в 1770 году сконструировал шахматный «компьютер» – аппарат в виде шахматного стола и механического турка, передвигавшего руками фигуры…
– Этот аппарат выигрывал большинство партий. Лучшие умы долгие годы ломали голову над принципом работы «турка», и лишь несколько десятков лет спустя обман был разоблачен. Под столом скрывался живой оператор машины.
– Иногда и мне кажется, что я играю не с машиной, что и в тебе спрятан живой человек. Кстати, какой уровень сложности был выставлен на этот раз?
– Уровень Никанора Ефимовича Саблезубова, – сказал Чесс, объявляя шах. Черные сдались. – Детально изучив твою методику ведения поединка, – тактику, стратегию, психологию, – я составил математический алгоритм по образу твоего шахматного мышления с учетом предела потенциальных возможностей. Ходит слух, что самый главный противник для человека – он сам, и ему никогда не хватает смелости его одолеть. Ты играл с самим собой, лишенным этого страха и, быть может, именно поэтому проиграл.