Вы здесь

Poplex. II. Стили и направления (А. К. Троицкий, 2009)

II. Стили и направления

1. Rock

AOR / АОР

Термин появился в середине 70‑х годов и вначале означал «album oriented rock» – «рок, ориентированный на альбомное звучание». Позднее, сохранив свой главный смысл и даже аббревиатуру, он был уточнен: «adult oriented rock» – «рок, ориентированный на взрослых». АОР – нешумное, но исключительно популярное и коммерчески мощное течение. Как явствует из названия, костяк аудитории АОР – люди от 30 до 60 лет, то есть повзрослевшие современники битломании и фолк-рока, прогрессивного рока и «новой волны». Соответственно, костяк исполнителей АОР – тоже повзрослевшие долгожители рок-сцены. При этом почти никто из них не изменил своему музыкальному кредо – все лишь несколько успокоились и познали вкус успеха. Поэтому самым грубым образом АОР можно подразделить на две части. Первая – развлекательный поп-рок для взрослых, мастерски сыгранный, часто остроумный, сексуально-задиристый – и вполне буржуазный (Rolling Stones, Элтон Джон, Карлос Сантана, Род Стюарт и т. п.). Вторая – «текстовики» (Боб Дилан, Нил Янг, Лу Рид, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков), некогда рупоры протестующего поколения, ныне разбредшиеся – кто в ура-патриотизм, кто – в ностальгию, кто – в богоискательство. У всех, тем не менее, есть своя верная аудитория. Список АОР может только расти, сейчас к нему добавились пионеры «новой волны» – Стинг, Элвис Костелло, Джо Джексон, Грэм Паркер, и даже гранжа – Foo Fighters.


Род Стюарт


Элтон Джон


Стинг


Afro rock / Афро-рок

Одна из этнических разновидностей прогрессивного рока, популярная в основном в Европе в 1970–1973 годах. Ведущие представители – ансамбли Osibisa, Assegai (музыканты из Ганы, осевшие в Лондоне), манеру которых можно охарактеризовать как вариант брасс-рока с элементами фольклора стран тропической Африки. С начала 80‑х годов африканская музыка вновь привлекает к себе пристальное внимание. Огромный успех имели пластинки и выступления Кинг Санни Аде и Фела Кути (Нигерия), Юссу Н’Доур (Сенегал), группы Bhundu Boys (Зимбабве) – однако термин «афро-рок» уже не использовался.


Кинг Санни Аде


Osibisa




Юссу Н’Доур


Alternative rock / Альтернативный рок

Термин, который иногда используется для обозначения относительно небольшой части рок-музыки, которая радикально противостоит шоу-бизнесу. Представители альтернативного рока записываются на независимых фирмах, стоят, как правило, на левых позициях и исполняют некоммерческую музыку («инди»). Весь альтернативный рок можно приблизительно разбить на два клана. Первый – исполнители авангардно-экспериментальной рок-музыки. Здесь ведущая роль принадлежала организации «Rock in Opposition», созданной в середине 70‑х годов музыкантами английского ансамбля Henry Cow и объединявшей десятки групп из Франции, Италии, Японии, Южной Африки, США и даже СССР («Зга»). В 80‑е центр тяжести сместился от арт-рока к арт-панку и «новой волне»; лидерами «альтернативы» стали Pere Ubu, Sonic Youth, The Residents, группы «индустриального» направления (Throbbing Gristle, Legendary Pink Dots).

Второй клан – лево-анархистские панк-ансамбли, начиная с Crass и The Ex. Они, как правило, группируются вокруг своих кооперативных фирм грамзаписи и активно сотрудничают с местными радикальными организациями.

Неизбывный парадокс альт-рока состоит в том, что многие музыканты и даже целые направления (например, гранж), позиционировавшие себя как бескомпромиссно-альтернативные, неожиданно становятся объектами массового поп-спроса и начинают играть по правилам нормального шоу-бизнеса. Примеров очень много – The Cure, Nirvana, Nine Inch Nails, Rammstein, Ник Кейв, Бьорк… В нашей стране до середины 80‑х практически весь рок был альтернативной музыкой; на сегодняшний день лидерами «альтернативы» могут считаться «АукцЫон», «Н.О.М.», «Центр».


Ник Кэйв




Pere Ubu


Бьорк


Barocco rock / Барокко-рок

В 1966–1970 годах весьма популярны были рок-интерпретации произведений классической музыки. Поскольку поначалу излюбленным объектом обработок был И. С. Бах, это направление получило название «барокко-рок». Нашумевшими представителями его были английские группы Nice и Procol Harum, голландская Ekseption, американская Ars Nova. У групп барокко-рока были две характерные особенности: относительно высокий уровень музыкальной образованности участников и доминирующая роль электрооргана (а не гитары) в качестве солирующего инструмента. По мере того как обработки выходили из моды, термин «барокко-рок» отмирал и к началу семидесятых был полностью вытеснен более широким понятием «арт-рок».


Ekseption


Procol Harum


Ars Nova


Big beat / Биг-бит

Термин, получивший широкое распространение в странах Центральной и Восточной Европы и первоначально обозначавший то же, что называлось просто «бит-группы» в США, «музыка йе-йе» – в Южной Европе и «мерси-саунд» (по названию реки в Ливерпуле) – в Великобритании. То есть стиль английской рок-музыки, характерный для Beatles и других ливерпульских групп в 1962–1965 годах: ритмическая основа рок-н-ролла плюс богатые вокальные аранжировки (имеющие нечто общее с детройтским соулом) и европейский эстрадный мелодизм (Hollies, Gerry & Pacemakers, Herman’s Hermits). Среднего масштаба возрождение биг-бита имело место в рамках движения «новой волны» в 1978–1979 гг. (Pleasers в Англии, The Knack в США и, естественно, «Секрет» в СССР). В дальнейшем big beat существенно повлиял на брит-поп и нынешний «гаражный» ривайвл.


The Knack


Hollies


Britpop / Брит-поп

Брит-поп явился в кризисный для британского рока период: к началу 90‑х «новая волна» окончательно улеглась, в Америке громыхал гранж, а в родном Альбионе молодежь сходила с ума на рейвах. Стиль оформился в 1992–1993 годах с подачи лондонских групп Blur и Suede и был тут же отпразднован музыкальной прессой как «британский ответ гранжу». Логика в этом была, и не только маркетинговая: так же, как гранж, брит-поп не явил никаких музыкальных открытий, став фактически хорошо отретушированным ривайвлом. Исходным материалом для britpop стал британский же big beat 60‑х годов; цитаты из Beatles, Rolling Stones, Kinks были очевидными. Разумеется, не обошлось и без влияния более поздних стилей – «новой волны» и indie pop. Как и в случае с гранжем, брит-поп прогремел во многом благодаря истеричной рекламе, лепту в которую внес даже молодой премьер-министр Тони Блэр, а также усилиями нескольких харизматичных бэнд-лидеров – братьев Галлахеров из Oasis, Дэймона Албарна из Blur, Джарвиса Кокера из Pulp, Бретта Андерсона из Suede. Симптоматично, что за пределами Великобритании, где брит-поп имел оглушительный успех, эта музыка пошла очень вяло. В Штатах, в частности, все гастроли звезд брит-попа закончились провалом. Достигнув пика популярности в 1995 году, к 1997‑му мода на брит-поп схлынула.

На нашу рок-сцену, переживавшую в середине 90‑х глубокий застой, брит-поп, несомненно, оказал хорошее стимулирующее воздействие – достаточно вспомнить «Морскую» «Мумий Тролля», появление таких групп, как «Танцы минус» и «Океан Эльзы».


Джарвис Кокер


Бретт Андерсон


Дэймон Албарн


Country rock / Кантри-рок

Мелодические баллады американской кантри-музыки в симбиозе с приемами рок-аранжировки (электронные клавишные, гитарные импровизации) и с менее невинными текстами. Основоположником направления считается певец и гитарист Грэм Парсонс, ведущими представителями – певицы Линда Ронстадт и Эмми-Лу Харрис, певец Крис Кристофферсон, ансамбли Poco, Flying Burrito Brothers. Расцвет кантри-рока – начало 70‑х годов. Это направление оказало большое влияние на так называемый АОР – «рок для взрослых» – в частности, группы Eagles, «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг». В 80‑е годы возник странный гибрид кантри и панк-рока (Meat Puppets, Джо Элай) и целое веселое калифорнийское течение cow-punk (Beat Farmers, Blasters).

В 90/00 годы кантри-рок целиком влился в мейнстрим, а левый фланг «сельской музыки» занял стиль alternative country – «альтернативный кантри», представленный творчеством групп 16HP, Lambchop, Calexico. Музыка их, как правило, минорна и меланхолична, так что иногда ее еще называют «американская готика» или просто americana.


Meat Puppets


Flying Burrito Brothers


Грэм Парсонс


Electro pop (technopop, synthipop) / Электропоп (техно-поп, синти-поп)

Направление, доминировавшее в музыке «новой волны» примерно с 1981 года. Электропоп – скорее принцип подхода к аранжировке и манере музицирования, нежели стилистическая характеристика собственно музыкального материала. Группы электропоп могут тяготеть к соулу (Eurythmics, Soft Cell), блюзу (Yazoo, Bronski Beat), европейской поп-мелодике (Human League, Depeche Mode) – но общим остается и четкий электронный ритм, и синтезаторное звучание. Время от времени используются и традиционные инструменты – но не привычные гитара или электроорган, а что-нибудь экзотическое, для контраста – скажем, кларнет или маримба. Бесспорный «учредитель» всего направления – западногерманский ансамбль Kraftwerk, еще в середине 70‑х годов удививший поп-мир изысканными мелодиями на фоне механического ритма и роботоподобным вокалом.

К середине 80‑х годов электропопсовый саунд стал общим местом в поп-мейнстриме, и термин утратил особый смысл.

В нулевые годы свершился мощный ривайвл electro pop (Ladytron, Junior Boys, 2 raumwohnung, The Knife), однако ни превзойти достижения 20‑летней давности, ни качественно развить направление артистам нового поколения не удалось. В России, несмотря на огромную популярность «импортного» electro pop, собственных сильных групп в этом стиле так пока и не появилось («Ласковый май», «Мираж» и «Технология» – не в счет).


Human League


2 raumwohnung


Bronski Beat


Electro punk / Электро-панк

Панк-рок с компьютерами практиковался еще в 80‑е годы (Big Black), однако целое электро-панковое направление развернулось только в XXI веке. Интересно, что тон в нем задают девушки – Chicks On Speed, Le Tigre, Peaches. Замечательные российские представители электро-панка – московская группа «Барто».


Chicks On Speed


Le Tigre


Peaches


Electronic rock / Электронный рок

Электронные и пленочные эффекты были впервые широко использованы в рок-музыке в 1966 году богатыми Beatles и Beach Boys в студии и психоделическими Pink Floyd и Фрэнком Заппой на сцене. Реальный электронный рок сформировался позднее, в начале 70‑х годов, когда достаточно доступным и дешевым стал синтезатор. Развитие течения пошло по двум руслам. Во-первых, так называемый космик-рок (или спейс-рок) – попытка создать некую пространственную «музыку сфер», зачастую лишенную ритма, картинную, наполненную эхо-эффектами и призванную создать ощущение, что слушатель висит в пустоте, среди летающих мимолетных мелодий и величественных аккордов (Tangerine Dream, Beaver&Krause, Клаус Шульце). Второе направление ближе к американской школе минимализма (Ф. Глас, С. Рейч, Л. Янг, Т. Райли) и конкретной музыке. Электроника здесь создает ритмические структуры и используется для создания диссонансной – иногда комичной, иногда устрашающей – приправы к человеческим голосам и звукам инструментов. Эта школа (группы Kraftwerk и The Residents, Брайен Ино) оказала сильнейшее влияние на музыку «новой волны». «Космический» рок (ряды его исполнителей позднее пополнились такими популярными композиторами, как Ж. М. Жарр и Вангелис Папатаниссиу) нашел свое идеальное применение в киномузыке.




Клаус Шульце


Tangerine Dream

Emo / Эмо

Сильно нашумевший в последние годы стиль «эмо» (от слова «эмоциональный») – не столько самостоятельное музыкальное направление, сколько молодежная мода, связанная с определенной манерой вести себя, причесываться и одеваться (последнее в основном позаимствовано у готов). В музыкальном плане emo – это чуть смягченный вариант панк-рока разновидности hardcore (Fugazi, Weezer). Типичные представители – группы Fall Out Boy, My Chemical Romance, Panic At The Disco, Tokio Hotel. Некоторые относят к эмо и респектабельные рок-группы, склонные к мелодраматизму и легкой истерии (Muse, Placebo). В России эмо стало первой со времен панков музыкальной субкультурой, удостоившейся официального осуждения.


Fall Out Boy


Panic At The Disco


Tokio Hotel


Folk rock / Фолк-рок

Синтез рока и музыкального фольклора. Естественно, что в каждой конкретной стране фолк-рок имеет свою национальную специфику. Термин возник в 1964 году, когда Боб Дилан (первым из американских фолк-сингеров) взял в руки электрогитару и стал петь в сопровождении рок-группы. Если в США фолк-рок представлял собой в музыкальном отношении не более чем сельские блюзы и городские баллады, положенные на «электричество», то в Европе формы были гораздо разнообразнее. Многие группы в Великобритании (Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne), Франции (Ange), Италии, Швеции и в других странах использовали в своей работе мотивы народных песен, духовной и светской музыки эпох Средневековья и Возрождения. Со второй половины 70‑х годов интерес к фолк-року заметно ослаб – что, по-видимому, объясняется тем, что весь экзотический материал для синтеза уже был использован. Во второй половине 80‑х началось медленное возрождение фолк-рока (Сюзен Вега, Трэйси Чепмен, Танита Тикарам). Многие фолк-роковые исполнители новой формации (Билли Брэгг, Мишель Шокд) тяготели к нарочито бедному, «анти-продюсерскому» звуку. Настоящий ривайвл осовремененного фолка происходит в последние 10 лет. Сформировалось целое новое направление – nu folk, – интегрирующее несколько стилей, тесно связанных с фолк-роком 60‑80‑х годов.


Трейси Чепмен


Lindisfarne


Сюзен Вега


Garage rock / Гаражный рок

Популярный в последнее время термин, обобщающий многочисленные направления веселого, грязного, примитивного рок-н-ролла. Истоки современного «гаража» – это и американский surf, и европейский биг-бит, и ранний, 60‑х годов, панк-рок, и рокабилли, и даже bubblegum. Общий «гаражный» знаменатель это: лаконичная форма (песни и инструментальные пьесы редко длятся более трех минут), гитарный (иногда с добавлением ретроорганол) саунд в духе 60‑х годов, взвинченное настроение танцевально-целовальных молодежных вечеринок. Именно это последнее резко отличает «гараж» от во многом близкого ему панк-рока: вместо сердитости и протеста в «гараже» царит атмосфера куража и даже сентиментальности. Наиболее популярные представители жанра: Билли Чайлдиш, Холли Голайтли, группы The Vines, The Hives, Detroit Cobras, The 5.6.7.8’s. Мало отличимы от «гаражных» и многие группы нью-рока, в частности Kaiser Chiefs, Arctic Monkeys, Yeah Yeah Yeahs. Ярких экспонатов гаражного рока в России пока не появилось.


The Hives


The 5.6.7.8’s


The Vines


Glam rock (glitter rock) / Глэм-рок (иногда – глиттер-рок)

«Гламурный» или «блестящий» рок. Течение возникло в 1971 году (и просуществовало примерно четыре года) как очевидная реакция на неопрятность «подпольного» рока. Глэм-рок, сохраняя полный плюрализм в музыке, подразумевал одно: максимально эффектный (по тем временам) внешний вид. Многие визуальные приметы, даже шаблоны «новой волны», были впервые и со скандалами использованы в «глэме». В том числе: яркий грим, бижутерия и крашеные волосы мужчин-исполнителей, имидж травести, никогда раньше не культивировавшаяся в роке (даже в 50‑е годы) манера с шиком одеваться. Концертные выступления содержали элемент театрализации. Излюбленная тематика песен – эротика и фантастика. Помимо сугубо коммерческих эпигонов (типа Гэри Глиттера) глэм-рок прославил ряд талантливых исполнителей, незаурядных личностей в поп-музыке – Дэвида Боуи, Брайена Ферри и Roxy Music, Марка Болана. Хотя все они вскоре изменили стилю и сам глэм-рок пришел в упадок, дух китчевого «стиляжества» и всяческая костюмно-макияжная эксцентрика с тех самых пор не покидала рок-музыку.


Марк Болан


Дэвид Боуи


Roxy Music


Gothic rock / Готик-рок

Наиболее мрачное ответвление пост-панка явилось свету в Англии в 1979 году (группы Bauhaus, Killing Joke, Sisters Of Mercy). Для готического рока характерны минорный лад, медленный темп, монументальное (преимущественно гитарное) звучание и очевидно невеселые тексты. Стиль оказал влияние на немецкую сцену, дав импульс направлению dark wave («темная волна») и музыку heavy metal (группы gothic metal – Killing Joke, Nightwish, Evanescence). Отчетливые элементы «готики» наблюдаются у некоторых групп рок-мейнстрима (The Cure, HIM; у нас – «Пикник», «Агата Кристи»). Подобно панк-року и хеви-металу, готический рок породил свою субкультуру, адепты которой – так называемые готы – отличаются своеобразной одеждой и гримом.


Nightwish


Evanеscence


Sisters Of Mercy


Grunge / Гранж

Популярный стиль гранж сложился во второй половине 80‑х на северо-западе США, в Сиэтле и окрестностях. Это была своего рода американская версия пост-панка; менее изысканная, чем европейская, и более близкая к heavy metal. Никаких музыкальных инноваций гранж не явил и вполне мог бы пройти абсолютно незамеченным, как очередной локальный субстиль, если бы не одно обстоятельство: талант и харизма Курта Кобейна, лидера трио Nirvana. Их песня «Smells Like Teen Spirit», вышедшая осенью 1991 года, буквально взорвала глобальный рок-рынок, став последним (по сей день!) реальным рок-гимном в одном ряду с «Imagine» и «Satisfaction». Рок-общественность и рекорд-бизнес немедленно обратили все свои взоры на «сиэтлскую сцену», и вслед за Nirvana миру были предъявлены Soundgarten, Mudhoney и Pearl Jam (чья «Black Hole Sun» стала гранж-хитом «номер два»). Одновременно, по законам маркетинга, была раскручена гранж-мода (мешковатая драная одежда) и отчаянно-неприкаянный стиль жизни. После самоубийства Курта Кобейна в 1994 году не стало ни его группы, ни гранжа как музыкального движения.


Курт Кобейн


Pearl Jam


Soundgarten


Hard rock / Хард-рок

«Твердый рок». В 1966–1967 годах многие музыканты блюз-рока (Эрик Клэптон, Джими Хендрикс, Элвин Ли) начали использовать электронные эффекты (бустер, фузз и др.), искажавшие звук гитары, делавшие его более массивным, «ревущим». Одновременно был придуман ход, когда фузз-гитара и бас-гитара играли опорную музыкальную фразу, рифф, в унисон («Sunshine Of Your Love» Cream, «Purple Haze» Хендрикса). Таким образом, звучание блюз-рока стало гораздо более интенсивным, тяжелым. Фактически это и был хард-рок, хотя сам термин стал широко употребляться только в 1969 году для характеристики прославившейся группы Led Zeppelin. Унаследовав от блюза ритмико-гармоническую структуру и страсть к долгим импровизациям, хард-рок принес с собой и нечто новое: элементы классической музыки (Deep Purple), психоделические и фольклорные мотивы (Led Zeppelin, Black Sabbath). В 1969–1973 годах хард-рок был доминирующим стилем рок-музыки. Затем он постепенно отходил в тень: звучание и приемы хард-роковой игры стали стандартными в роке – их легко обнаружить не только в хеви-метал, но и в панк-роке, поп-роке, даже хип-хопе. Осколки классических хардовых групп (Rainbow, Whitesnake, Dio) еще десяток лет поддерживали стиль на плаву, после чего он окончательно превратился в ветеранско-ностальгическую секцию heavy metal.


Led Zeppelin


Deep Purple


Джими Хендрикс


Heavy metal / Хеви-метал

«Тяжелый металлический рок» или «уродливый сынок хард-рока», как нелестно, но точно написал о нем один критик. Музыка ХМ – это упрощенный, «спрямленный» хард-рок, без виртуозных импровизаций и каких бы то ни было «художественных» реминисценций. Тексты этих напористых песенок касаются трех тем: борьбы и силы, секса (опять же с упором на силу) и подаваемой на полном серьезе детской чертовщины (ведьмы, монстры, сатана, драконы и т. п.). Поклонники хеви-метал создали подробную классификацию различных оттенков метала; я лично могу выделить три основные разновидности: традиционная (Kiss, Iron Maiden, «AC/DC»; у нас – «Ария», «Черный кофе»); поп-метал (Bon Jovi, Metallica, Def Leppard, Europa, «Парк Горького») – с попытками мелодизма, клавишными инструментами и менее грубыми текстами; и радикальный метал, к которому можно отнести группы, именующие себя «спид-метал» и «трэш-метал» (Anthrax, Megadeth, Slayer). Это последнее направление представляет собой музыку неслыханной интенсивности; по темпу и «звуковому валу» оно приближается к hardcore, однако значительно чище по исполнению. Актуальными металлическими стилями считаются бодрый nu-metal (Korn, Limp Bizkit, Linkin Park); шутовской groove metal (White Zombie, Pantera); alternative metal (Faith No More, Primus, Ministry); позерский glam metal (The Darkness, Wolfmother).

Все годы своего существования хеви-метал подвергался уничижительной критике со стороны экспертов и интеллектуалов рока, однако это не мешало его стабильному успеху. Аудитория ХМ ограничена (в основном это юноши-подростки), но отличается большой активностью, в том числе и покупательской. По реализации всевозможной сопутствующей продукции – от картинных гитар для балдения на концертах до спецодежды с шипами и заклепками – коммерсанты хеви-метал намного опередили всех остальных.


Def Leppard


Iron Maiden


Kiss


Indie pop / Инди-поп

В середине 80‑х годов в Британии появилась плеяда групп (Orange Juice, The Smiths, Aztec Camera), которые, с одной стороны, несомненно, принадлежали к «независимой» инди-сцене, а с другой – разительно отличались от доминирующих в тогдашней альтернативе стилей (пост-панк, электропоп, «готика»). Их музыка была намного легче и прозрачнее по саунду, мелодичнее и вообще больше напоминала биг-бит и уэст-коуст шестидесятых. Это направление и стали со временем называть инди-поп (в противоположность более «грузящему» року). Лидерами стиля принято считать Belle&Sebastian, Divine Comedy, Pulp, Stereolab (Британия), Magnetic Fields, New Pornographers, Modest Mouse (США). Очень популярен инди-поп и в континентальной Европе, особенно в Скандинавии (Cardigans, Kings Of Convenience), Франции (Nouvelle Vague) и Испании (La Buena Vida). Среди наших артистов к инди-попу смело можно причислить московские группы «Мегаполис», «Ногу свело!», «Несчастный случай», «Ундервуд».

Фактически инди-поп служит своего рода мостиком между альтернативной сценой и поп-мейнстримом, поэтому нередки случаи перебежки из одного лагеря в другой: в самое последнее время это удалось канадке Feist, англичанке Лили Аллен, недавней лауреатке «Грэмми» юной Adele.


Неко Кейс, New Pornographers


Azteс Camera


Modest Mouse


Industrial / Индастриал

Одна из наиболее экстремальных форм экспериментальной рок-музыки. Для стиля характерны максимально жесткое применение электроники, шумовые эффекты и записи «конкретных» звуков, использование нетрадиционных инструментов вроде листов металла и электрогенераторов. Пионеры направления – авангардисты «новой волны»: англичане Throbbing Gristle и Test Department, американец Бойд Райс (NON), новозеландцы SPK, немцы Einsturzende Neubauten. На электронно-танцевальном фланге industrial обосновался стиль electronic body music, или EBM (Cabaret Voltaire, Front 242, Die Krupps, Skinny Puppy); на шумовом – noise music (американцы Sonic Youth и Гленн Бранка, японцы Boredoms и Ruins); на «психоделическом» – постиндустриальные группы (Legendary Pink Dots, Current 93, Coil). В 90‑е – нулевые годы ряд рок-групп с ощутимым индустриальным уклоном имели серьезный коммерческий успех (Nine Inch Nails, Ministry, Marilyn Manson). В России стиль представлен творчеством рижско-питерской группы «Зга» и москвичей «Собаки Табака».


Skinny Puppy


Nine Inch Nails


Marilyn Manson


Jazz rock / Джаз-рок

Предтечами джаз-рока можно считать «белый» блюз (Джон Майалл, Cream), впервые внесший в рок-музыку элемент импровизации; так называемый брасс-рок (т. е. рок с медной секцией – ансамбли Chicago; Blood, Sweat&Tears), тяготевший к джазовым приемам аранжировки, а также работы 1969–1971 годов знаменитого трубача Майлза Дэйвиса и его ансамбля, где впервые «солидные» джазмены стали играть в рок-размере 8/8 и широко применять типичные для рока электронные тембры и эффекты. Бывший партнер Дэйвиса, гитарист Джон Маклафлин, в 1972 году создал Mahavishnu Orchestra – образец классического джаз-рока. Ладовый колтрейновский джаз плюс рок-ритмика и рок-инструментарий. Непременной была также исключительная виртуозность исполнителей, недосягаемая даже для лучших рок-музыкантов. Джаз-рок сразу стал популярен и привлек в свои ряды многих исполнителей – особенно джазменов, которые увидели в нем возможный выход из творческого и коммерческого тупика, в котором оказался их жанр. Джаз-рок стал объектом разнообразных влияний – от диско и фанка (Дональд Берд, Боб Джеймс) до восточной, современной камерной и классической музыки (Oregon, Жан-Люк Понти, Терье Рипдаль). Название течения вскоре изменилось на «фьюжн» («сплав»), или «кроссовер» («пересечение»). Ярчайший представитель фьюжн – группа Weather Report. К концу 70‑х годов фьюжн вышел из моды: одни музыканты (Чик Кориа) вернулись к акустическому джазу, другие (Херби Хэнкок) стали исполнять откровенно танцевальный электронный фанк. Живой энциклопедией джаз-рока можно считать ансамбль «Арсенал» саксофониста Алексея Козлова, который прошел через все стили – от брасс-рока до «приджазованной» «новой волны».


Weather Report


Джон Маклафлин


Херби Хэнкок


Kraut rock & NDW / Краут-рок и «новая немецкая волна»

С конца 60‑х годов в ФРГ существует весьма своеобразная рок-сцена, малоприметная в контексте шоу-бизнеса (в коммерческом отношении наиболее удачливая западногерманская группа – металлические Scorpions), однако существенно повлиявшая на развитие авангардных форм рока. Творческую самобытность немецкого рока предопределили мощные культурные традиции, в частности школа новой академической музыки (Штокгаузен, Кагель). Краут-рок (группы Amon Duul II, Guru Guru, Neu) – региональное ответвление прогрессивного рока, точнее, его электронно-психоделической разновидности. В области «космического» рока немцы, бесспорно, были мировыми лидерами; Клаус Шульце и Tangerine Dream имеют успех до сих пор – правда, уже на ниве нью-эйдж. Самой влиятельной группой ФРГ остаются Kraftwerk, создавшие еще в начале 70‑х оригинальную концепцию дегуманизированной «роботоподобной» музыки, исполненной целиком на компьютерных инструментах. Ритмичная, кристально чистая по звучанию музыка Kraftwerk стала прообразом не только всего стиля электропоп, но и вдохновила местную «новую немецкую волну» (Neue Deutsche Welle – NDW), в частности группу DAF. Наиболее интересные представители этого течения, синхронного, как явствует из названия, с англо-американской «новой волной», – театрализованные перформанс-группы Der Plan и Einsturzende Neubauten.




Kraftwerk


Latin rock / Латин-рок

Синтез популярных танцевальных ритмов Центральной и Южной Америки и рока с элементами джазовой импровизации. Это направление прогрессивного рока популярно представлено одним-единственным, но ярким ансамблем Карлоса Сантаны. После феноменального успеха Сантаны в 1970–1972 годах ряд групп (El Chicano, Malo) пытался ему подражать, но без большого успеха. Впрочем, и его оригинальная, но несколько однообразная стилистика скоро приелась. В 80‑90‑е годы латинская тема была продолжена в творчестве кантри-панковых Los Lobos. На сегодняшней сцене отдаленными продолжателями латин-рока можно считать прог-роковых Mars Volta и относящегося к епархии world music Ману Чао.

Конец ознакомительного фрагмента.