Вы здесь

Plus ultra (За человеком). «Без всякого ласкательства» (Э. В. Лимонов, 2016)

«Без всякого ласкательства»

Заимствую из старой книги:

«Способы сообщения пророчеств народам.

Первый и самый обыкновенный или общий способ сообщения пророчеств людям состоял в устном непосредственном изложении оных пред тем, кому оные относились ближайшим образом. Если пророческое откровение относилось ко всему народу, то провозглашалось оно в храме Божием и в местах народных собраний.

Если надобно было сообщить волю Божию царю, и в частности кому-либо из начальствующих и даже простым гражданам, то таковая воля Божия излагалась или в их доме или на месте их служения без утайки, без унижения и без всякого ласкательства.

«Стани во вратах дому Господня, заповедано Иеремии, и проповеждъ тамо слово то и глаголи: слыши слово Господне, вся Иудея, ходящий сквозь врата сия, да поклонитеся Господеви (Иер. 7.2. сл. 26, 1.2)».

«Слышите слово Господне, взывает Осия, слыши, сынове Израилевы (Осия 4.1), слышите сия, жрецы, и вонмите, доме Израилев, и доме царев, внушите (Осия 5.1)».

«Сия рече Господь Иеремии: иди и вниди в дом царя Иудина и рцы тамо слово и речеши: слышим слово Господне, царю Иудин (Иер. 22, 12; 42,8)».

«Иди и рцы ко Анании (лжепророку), глаголя: клады деревянныя сокрушил ecu и сотворишь вместо тех клады железны (Иер. 28, 13)».

Подобным образом Иона отправляется в Ниневию; Иезекиль произносит свои пророческие речи перед переселенцами в Месопотамии на берегах реки Ховар; а пророк Иеремия говорит «послам царя Моавитскаго, Аммонитскаго и Тирскаго: тако рече Господь Бог Израилев, тако рцыте к господам своим: Аз сотворих землю и человека… и ныне аз дах землю сию в руцы Навуходоносору царю Вавилонскому» (Иер. 27, 1–6).

Второй способ сообщения пророческих откровений людям есть письменное изложение оных для большего распространения и для точного сохранения в памяти народа. Так, пророк Иеремия, заключенный в темнице, излагает пророческие откровения в свитке книжном и поручает Варуху прочитать оныя в уши людей в дому Господни, негли падет молитва их пред лицем Господним и отвратятся от пути своего злаго (Иер. 36, 1–7): а когда сей свиток попал в руки Иоакима, царя Иудейского, и предан сожжению, тогда Иеремия написал другой, с пополнениями. Подобным образом сей пророк посылает свои письменные изложения пророчества к Иудейским переселенцам: а слово на Вавилон, по прочтении или по возглашении онаго на стогнах сего города, повелевает Сирею бросить с камнем посреди Ефрата и сказать: тако потопится Вавилон, и не восстанет (Иер. 50, 1–51, 64).

Этот способ сообщения пророчеств был особенно употребителен в период пророческий со времен Озия прокаженного до смерти Неемии (836–408 годы до Рождества Христова), конечно по причине упадка благочестия среди гражданских смут и неустройств. Когда приходилось многим повторить Давидово изречение: кто явит нам благая или укажет нам верную дорогу к счастью и безопасности Отечества (Псал. 4,7).

При сем, соответственно излагаемому откровению и обстоятельствам, слово употреблялось или простое и безыскусственное, или аллегорическое и прикровенное, но всегда одинаково действенное и мощное, как глагол Божий, пребывающий во веки (Исайи 40, 8).

Третий способ сообщения пророческих откровений людям составляют символические действия. Так, Исайя на новом большом пергаменте при свидетелях выставляет надпись „магер-шелал-хаз-баз“ (спешат на добычу, бегут на грабеж) и дает то же имя своему новорожденному сыну в знамение скорого и опустошительного нашествия халдеев: сначала на царство Израильское, а потом и на Иудею под предводительством Сеннахерима (Исайи 8, 1, 2, 3): три года ходит наг и бос в предзнаменовании позорного рабства, предстоящего египтянам, когда царь Ассирийский поведет их в плен нагими и босыми во стыдение Египту (Исайи 20, 1–6).

Иеремия носит новый нарядный чресленник, или пояс: потом идет к Ефрату, зарывает его там в разселине каменне, а когда сей пояс сгнил, то опять идет туда, вырывает, показывает оный своим спутникам и объявляет: сия глаголет Господь: тако согнити сотворю гордыню Иудину и гордыню Иерусалимлю, многоую гордыню сию, людей сих строптивых (Иер. 13, 1–11); в присутствии старейшин в долине Енномовой подле Иерусалима разбивает новый глиняный сосуд вдребезги, в ознаменование разрушения, предстоящего Иерусалиму.

Иезекиль чертит Иерусалим на большом кирпиче; производит над ним осадные действия; лежит 390 дней на левом и 40 дней на правом боку; употребляет пищу грубую и скудную и таким образом пред глазами переселенцев из Месопотамии изображает то, что будет происходить в Иудее над Иерусалимом, осажденным вавилонянами.

А пророк Осия вступает в сожительство с женою блужения для изображения гнусного идолослужения, допущенного израильтянами, и в именах детей своих изображает предстоящую судьбу царства Израильского.

Впрочем, третий способ надобно назвать способом дополнительным или вспомогательным, потому что каждое символическое действие пророков сопровождалось соответственным изъяснением устным или письменным, вероятно потому, что без такого изъяснения символическому действию могли усвоить значение совершенно иное или неточное. Например, Иезекииль, по повелению Божию переселившись из одного места в другое тайно или украдкой, не через двери дома, но прокопав отверстие в стене, с ношею на плечах, с закрытым лицом, потом вопрошающим, по наставлению Божию должен был объяснить, что так же поступят и такой же участи подвергнутся царь и вельможи в Иерусалиме; иначе это действие могли переселенцы принять за предсказание своего возвращения в Отечество, о чем мечтали тогда иудеи и были в том поддерживаемы лжепророками.

Только, кажется, одно символическое действие у пророка Захарии – действие пастыря, требующего платы и повергающее оную в храм Господен в горнило, оставлено без объяснения, и вероятно потому, что составляет более аллегорию, нежели символическое действие».

Прочитав этот старый текст, я еще изъял из него многочисленные лишние буквы-паразиты устаревшего алфавита, мы, современные жители планеты, чувствуем мощное превосходство древних еврейских пророков над нами. Какова была их эксцентричность! Пророк Осия, вступивший в сожительство с женою блужения для изображения гнусного идолослужения, достоин высочайшего уважения за свой наивный жест. Смеяться над ними невозможно. Они невозмутимо возвышенны, словесное соприкосновение с ними облагораживает.

390 дней на левом боку и 40 на правом, каково! И все ради глубокой чистоты древнего жеста.