Вы здесь

Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах. Введение (В. П. Молочков, 2007)

Введение

Что такое «видеомонтаж»?

Любой отснятый видеоматериал, перед тем как записать в окончательном виде на сменный носитель, надо смонтировать, т. е. убрать «лишние» видеосюжеты, состыковать отдельные клипы, выполнить между ними переходы, добавить спецэффекты и титры. Для подобных задач прекрасно подходит компьютер. Здесь исходный видеоматериал оцифровывается, т. е. переносится на жесткий диск для дальнейшей обработки на компьютере. Результат можно сохранить на магнитной ленте, компакт-диске, винчестере или DVD. Хранение видеоинформации на компьютере, а не на обычной видеокассете привлекает по двум причинам: во-первых, цифровое видео не портится от многократных просмотров; во-вторых, всегда можно получить копию видеоматериала, абсолютно идентичную оригиналу.

Новый термин

Видеомонтаж – это составление фильма из отдельных, предварительно отобранных сцен. В ходе этого процесса необходимо удалить ненужные фрагменты из отснятого материала, плавно состыковать выбранные видеосюжеты, добавить фоновую музыку, голосовые комментарии, титры и спецэффекты.

Существует три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и гибридный. При компьютерной обработке видео мы имеем дело с нелинейным видеомонтажом, в ходе которого черновые видеоматериалы сначала заносятся в компьютер, а затем уже производятся монтажные процедуры. В процессе нелинейного монтажа осуществляется выбор из сырьевого материала нужных видеофрагментов, их расстановка в требуемом порядке, а затем к выбранным видеоклипам можно применить корректирующие фильтры и монтажные переходы. Как правило, в начале фильма несколько секунд демонстрируется заставка. Текст на экране по ходу фильма сопровождается титрами с названием фильма, действующими лицами, датой съемки и тому подобным). Затем идет добавление звуковых дорожек для наложения на клип музыкального фона или дикторского сопровождения. Перед записью фильм необходимо сжать. Обычно максимальная степень сжатия видео с алгоритмами без потерь 3:1, в то время как алгоритмы, работающие с потерей качества, могут сжимать на порядок выше. Чрезмерное сжатие видео приводит к артефактам, т. е. заметным на глаз нарушениям качества фильма. Очень часто такие дефекты выглядят в виде разбиения видеокартинки на квадратные блоки; кроме того, рядом с контрастными границами и движущимися объектами появляются «волны» и «расплытие цвета изображения». Более подробно о видеомонтаже будет рассказано в главе 1.

Программы (soft) для видеомонтажа

Если вы хотите привести в порядок свои домашние видеозаписи, снабдить их переходами, титрами, озвучить музыкой, пояснительными текстами – подойдет любая монтажная программа, например, видеоредакторы Ulead Video Studio или Ulead Media Studio (www.ulead.com ). Эти программы предназначены для начинающих пользователей и обычно поставляются в составе оборудования мелких производителей. Среди достоинств таких программ – простота интерфейса. В редакторах доступна поддержка форматов DV и MPEG для цифрового видео. А для музыкального сопровождения фильма можно использовать музыкальные файлы в формате MP3 или звуковые дорожки с аудиодиска. В видеофильм можно вставить титры, воспользоваться плавными переходами (фейдерами) между отдельными фрагментами, добавить к вашему фильму речевую или музыкальную аудиодорожку.

Если хочется большего – сложных графических анимированных титров, спецэффектов, тогда стоит присмотреться к более продвинутым видеомонтажным пакетам, например, Adobe Premiere (www.adobe.com). Это программа профессионального редактирования цифрового видео. Она обладает удобным интерфейсом, поддерживает несколько видео– и звуковых каналов, содержит набор переходов между кадрами, позволяет синхронизировать звук и изображение. Premiere поддерживает подключение дополнительных модулей (plugins) от независимых производителей, что расширяет возможности самой программы. Среди таких модулей:

• Adobe After Effects – программа для создания сложных титров, мощной анимации и спецэффектов;

• ViXen – программный модуль, позволяющий «вытягивать» результаты съемок в условиях плохой освещенности и исправлять некорректную съемку некоторыми моделями видеокамер при искусственном освещении. Программа сложена в изучении, но результаты работы стоят затрат времени и сил. Модуль требователен к скорости работы процессора – чем быстрее процессор, тем быстрее просчет обработанных программным модулем изображений;

• Boris FX – набор эффектов для Adobe Premiere. Включает огромную библиотеку готовых эффектов и позволяет создавать собственные эффекты при помощи модуля KeyFramer методом создания ключевых кадров. Просмотреть результат можно с помощью окна интерактивного просмотра.

Более подробно о программном обеспечении видеомонтажа идет речь в главе 3.

Сопряжение камеры с компьютером

Для соединения цифровой камеры и ПК используют контроллер IEEE-1394. Он будет работать с любой видеокамерой и DV-видеомагнитофоном. При выборе оптимальной конфигурации компьютера, «заточенного» на работу с видео, следует иметь в виду следующее:

• процессор участвует во всех операциях видеомонтажа. Особенно важна его производительность при наложении различных фильтров на видеоизображение, а также при создании выходных MPEG-файлов;

• память также влияет на все процессы. Много памяти не бывает, и чем больше оперативной памяти, тем быстрее будет работать сам видеоредактор;

• от материнской платы требуется, главным образом, стабильная и устойчивая работа всех поддерживаемых ею устройств – это тот фундамент, на котором все стоит.

Более детально эти вопросы рассмотрены в главах 2 и 5.

Захват

Обработку видео на компьютере традиционно разделяют на три стадии: захват, монтаж и финальное сжатие (вывод). В первой стадии (захвате) основной целью является оцифровка всех видеофрагментов с максимально возможным качеством, т. е. без сжатия.

Новый термин

Видеозахватом называют процесс оцифровки и перенесения видео из камеры на винчестер ПК. В качестве устройств захвата может выступать специальная плата видеозахвата, например, видеокарта, снабженная видеовходом, или TV-тюнер.

Для захвата аналогового видео применяют кабели с разъемами RCA (тюльпан) и S-Video. RCA-разъемы очень популярны – они встречаются практически на любой видеотехнике. Для передачи аналоговых данных используются два контакта: один на видео, а второй на звук. Трансляция видеоизображения через RCA-разъемы осуществляется посредством одновременной передачи яркостной и двух цветоразностных составляющих сигнала. Однако недостатком такой схемы является жесткое ограничение по используемому диапазону частот. Этим объясняется невысокое разрешение передаваемого видеосигнала, которое может составлять не более 280 телевизионных линий. Поэтому, подключая видеокамеру к компьютеру при помощи такого разъема, вы будете терять качество изображения. Использовать такие разъемы можно лишь в том случае, если других просто не предусмотрено конструкцией.

Более совершенным разъемом для работы с видеосигналом является S-Video. В нем 4 контакта, по которым передаются отдельно яркостная составляющая и сигнал цветности, что позволяет увеличить диапазон используемых частот и, как следствие, видеоразрешение. При работе с разъемами S-Video разрешение может составлять уже до 500 телевизионных линий. Передавать аудиоданные при помощи разъема S-Video вам не удастся: разъем ориентирован исключительно на работу с видео.

Внимание!

Стоит помнить, что от типа используемых кабелей зависит качество изображения. Продешевив при покупке кабелей, вы рискуете добавить в свой видеоматериал искажения.

Для цифровых камер используют кабель с разъемом iLink, или IEEE-1394, или FireWire. Это три разных названия одного и того же четырех– или шестиконтактного разъема. По интерфейсу FireWire одновременно осуществляется передача как видео, так и аудиоданных. Причем и те, и другие транслируются в цифровом виде, что позволяет избежать проблем с низким разрешением и искажением изображения от аналоговых помех. Соедините вашу цифровую видеокамеру и компьютер специальным кабелем и запустите видеоредактор, и вы сможете полностью управлять воспроизведением и перемоткой ленты с компьютера, не обращаясь к видеокамере.

Формат захваченного видеофайла зависит от используемого видеоредактора и обычно это AVI или MPEG. Формат AVI определен Microsoft как общий формат для аудио-/видеоданных для PC. AVI – это аудио-/видеочередование. Формат MPEG является основным стандартом современного цифрового видео. Для декомпрессии MPEG-потоков существует множество аппаратных решений, применяемых как в компьютерах, так и в бытовой видеотехнике. Подробнее о захвате видео мы поговорим в главе 6.

Редактирование

При редактировании фильма вы подобны скульптору, который убирает из камня все лишнее. Для новичков лучше попробовать несколько разных видеоредакторов, а затем выбирать тот, что подойдет вам лучше всего.

В видеоредакторах можно не только отрезать, но и добавлять, а именно – улучшить восприятие вашего фильма добавлением в него спецэффектов. Помимо встроенных в видеоредактор эффектов и переходов существуют отдельные специализированные продукты для создания анимационной графики и визуальных эффектов. С их помощью ваши фильмы также можно украсить различными эффектами, такими, например, как дым или дождь.

Для ваших клипов можно применять фильтры. Фильтры видео – это общее название для программ нанесения различных графических эффектов на кадры видеопотока. В видеоредакторах применяются те же фильтры, что и в графических редакторах, это:

• группа фильтров для коррекции освещенности и цвета изображения: Brightness (Яркость), Contrast (Контрастность), Levels (Уровни), Hue (Оттенок), Saturation (Насыщенность цвета);

• фильтры Blur (Размытие) и Sharpen (Резкость) позволяют устранить шум или недостаточную четкость изображения;

• фильтры Resize (Изменение размера) и Crop (Ножницы) нужны для изменения размера кадра захваченного видео.

Это только несколько примеров фильтров, которых гораздо больше.

В процессе видеомонтажа титры и заголовки можно добавлять как с помощью программ редактирования видео, так и посредством любого графического редактора, например, Adobe Photoshop. Если вам нужно что-то особенное, такое как трехмерные титры, то можно применить специальные плагины (plugins) или специализированные программы, например, Xara 3D или Cool 3D.

Примечание

Ulead Cool 3D – простая для освоения программа создания трехмерных титров и заставок. Позволяет задавать любые траектории движения создаваемых объектов. Результат работы может быть сохранен в виде клипа, который будет принят любым видеоредактором. Программа включает в себя более 100 автоматических мастеров, множество эффектов, которые в значительной степени упрощают моделирование и рендеринг конечной сцены. Также содержит огромную библиотеку 3D-объектов и материалов плюс фотореалистичные шаблоны и текстуры.

Важной частью редактирования является создание звуковой дорожки фильма с дикторским текстом или музыкой. Большинство видеоредакторов имеют все необходимые команды для обработки звука, и, тем не менее, вам может понадобиться также какая-либо специализированная программа редактирования звука, например, Adobe Audition. Одна из полезных функций этой программы заключается в удалении постороннего шума из фильма. Вы можете не только эффективно удалить определенные шумы из вашего фильма, но и с помощью специальных приемов создать из моно стереозвук.

Редактированию в книге посвящена глава 7.

Вывод (экспорт) и хранение видео

После выполнения монтажа необходимо провести рендеринг финального видео, который позволит соединить клипы и специальные эффекты в единый фильм, а получившийся результат сжимается с помощью кодека. Дело в том, что видео в исходном формате имеет очень большой размер. Без компрессии вы не сможете отправить видеофайл по электронной почте или выложить его на сайт. Кодеки (например, DivX) сжимают видео в определенный формат с приемлемыми потерями, сохраняя при этом заданное качество фильма. Вывод конечного результата вашей работы можно осуществить как на видеокассету, так и на компакт-диск (CD или DVD-ROM).

Тема вывода и хранения видео подробно обсуждается в главе 12.

Домашняя видеостудия и домашний кинотеатр

Домашняя видеостудия на основе ПК обычно содержит следующие компоненты:

• видеокамеру (о выборе камеры см. главу 2);

• плату захвата видео. Если камера аналоговая, то это может быть, например, плата miroVideo Studio DC 10 Plus, или miroVideo DC30 Plus, или любой TV-тюнер. Для цифровой камеры подойдет адаптер (контроллер), реализующий интерфейс IEEE-1394, например, платы MotoDV, EditDV или Pinnacle StudioDV Plus. У последнего варианта есть аналоговый выход (разъем "тюльпан") для прямой записи с компьютера на видеомагнитофон, т. е. минуя камеру;

• компьютер, который должен отвечать системным требованиям видеоредактора и быть оснащенным приводом DVD-RW;

• кассетный Super VHS видеомагнитофон (желательно, но не обязательно), а также телевизор.

Это, конечно, примерный вариант комплектации, поскольку окончательный вариант зависит от ваших целей и средств.

Примечание

Плата MIRO VIDEO DC30 (http://www.miro.com) имеет следующие технические характеристики: видеоввод: один композитный, один S-Video (S-VHS, Hi8); видеовывод: один композитный, один S-Video (S-VHS, Hi8); видеостандарты: PAL М, PAL N, NTSC, SECAM; видеооцифровка: до 786x576 (PAL/SECAM), 640x480 (NTSC); 4:2:2 YUV TrueColor; поддержка CCIR-601: до 720x480 (NTSC) или 720x576 (PAL/SECAM), 4:2:2 YUV TrueColor; сжатие: Motion-JPEG в реальном времени с коэффициентом сжатия от 3,5:1 до 100:1; частота кадров: до 25/ 30 кадров/с (PAL, NTSC), 50/60 полей в секунду; цветность: до 24 бит; 16,7 млн цветов; обработка видео: 2D-фильтрация, масштабирование YUV 4:2:2, фокусировка, MPEG-фильтры; конфигурируемые режимы: яркость, контраст, глубина цвета, фильтры, палитра, качество компрессии, пропускная способность жесткого диска; наложение (overlay): проигрывание видеоматериала в режиме реального времени с помощью графического адаптера (требуется поддержка DirectDraw); работает с любым графическим адаптером на разрешениях до 1600 х 1280 (24 бит True Color); оцифровка звука с качеством CD (16 бит, 48 кГц), поддержка формата WAV; один аудиовход, один аудиовыход: стерео.

Понятие «домашний кинотеатр» также содержит большой набор вариантов для выбора его компонентов. Домашний кинотеатр состоит из следующих основных элементов: средств визуализации (телевизор или проектор), источников аудио-/видеосигнала, аппаратуры коммутации и усиления, акустических систем. Возможен такой вариант:

• основной источник аудио-/видеосигнала – DVD-проигрыватель (плеер). В качестве дополнительных источников могут служить видеокамера, спутниковая антенна или кассетный видеомагнитофон;

• коммутационно-усилительная аппаратура: ресивер (компьютерный медиацентр) или усилитель с эквалайзером. Эквалайзер позволяет регулировать звук по отдельным частотам, для того чтобы, например, поднять басы или, наоборот, высокие частоты, т. е. изменить тембр. На блок коммутации приходят все кабели от всех устройств. Например, от DVD-плеера видеосигнал уходит на плазменную панель, а цифровой аудиосигнал по оптическому кабелю на усилитель;

• киноакустика должна быть многоканальная, т. е. в ней присутствует не менее 6 каналов включая канал сабвуфера – в этом ее отличие от двуканальной стереоакустики. Многоканальность делится на классы 5.1, 6.1 и 7.1, где первая цифра говорит о количестве каналов и, соответственно, колонок, а вторая – о наличии сабвуфера в системе.

Новый термин

Сабвуфер это звуковая колонка самого большого размера для передачи басового звука, снабженная фазоинвертором – специальным акустическим устройством, которое выталкивает наружу тот воздух, что сжимается в корпусе колонки при движении динамика внутрь. Это придает басам дополнительную громкость и глубину.

Примечание

Купив многоканальную аудиотехнику, вы все же не сможете постоянно смотреть кино с объемным звучанием, так как большинство выпускаемых фильмов все еще имеет лишь стереозвук: нужны специальные лицензионные многоканальные диски.

Пример системы нелинейного монтажа – Pinnacle Liquid Edition Pro

Недорогим способом вывода видео на телевизор или видеомагнитофон является покупка видеокарты, имеющей ТУ Out. Ели вас не устраивает такой малобюджетный вариант, то можно приобрести более качественное устройство, например, Pinnacle Liquid Edition Pro. Данное устройство состоит из трех основных частей: видеоплаты с графическим процессором, коммутационного блока с видеоразъемами Pinnacle BlackBox и программного обеспечения Pinnacle Liquid (видеоредактора).

Коммутационный блок обеспечивает коммутацию аналоговых и цифровых источников видео и звука и подсоединяется к компьютеру по интерфейсу USВ 2.0. Блок обеспечивает подсоединение как профессионального, так и бытового оборудования и имеет компонентные, S-видео, композитные и DV-входы и выходы (IEEE-1394). Для записи и вывода звука используются стерео RCA, S\PDIF, и 5.1 RCA – выходы, позволяющие прослушивать объемный звук в реальном времени. Наличие разъемов S-Video, RCA и IEEE-1394 очень удобно, поскольку, подключая видеооборудование, вы можете выбирать, какие из интерфейсов использовать.

Программа Pinnacle Liquid Edition обеспечивает выполнение большого количества эффектов и послойных наложений для творческой работы. Программа выводит до 10 слоев видео в реальном времени с такими эффектами, как 2D и 3D, цветокоррекция и кеинг. Возможен DVD-авторинг и создание видеодисков с анимированными кнопками, анимированным фоном на основе 40 готовых шаблонов. Программа, благодаря технологии SmartEdit, позволяет редактировать видео сразу в формате MPEG-2 без последующего длительного пересчета. В комплект поставки входит также и Pinnacle Hollywood FX Plus RT.

Минимальные системные требования программы следующие.

Для редактирования DV и MPEG-2:

• процессор Intel Pentium 4 1,8 ГГц (рекомендуется 3,0 ГГц или dual 2,2 ГГц) или AMD эквивалент;

• операционная система Microsoft Windows ХР Professional;

• оперативная память 512 Мбайт RAM (рекомендуется 1 Гбайт);

• графический адаптер AGP 4х 64 Мбайт RAM для эффектов в реальном времени (рекомендуется 128 Мбайт);

• Microsoft DirectX 9;

• звуковая карта;

• OHCI-совместимый интерфейс IEEE-1394;

• жесткий диск с минимальной скоростью передачи данных 10 Мбайт/с.

Резюме

Во введении было кратко рассказано об основных этапах вашей работы, программах и устройствах для создания домашнего цифрового фильма. Более подробно мы рассмотрим эти вопросы далее. Кратко упоминалось о том, что из себя представляет домашний кинотеатр и домашняя видеостудия. Хочу обратить внимание читателя на то, что понятие «домашняя видеостудия» довольно условно. Простейшая домашняя видеостудия может состоять только из видеокамеры и компьютера. Этот минимальный набор, тем не менее, обладает широкими возможностями и позволяет производить оцифровку, сжатие, редактирование видеозаписей, а также вывод готового видеофильма на телеэкран, видеомагнитофон, CD или DVD.