Вы здесь

Photoshop CS4. Секреты и трюки. Глава 5. Выделенные области (А. В. Гончарова)

Глава 5. Выделенные области

В процессе работы достаточно часто возникает ситуация, когда необходимо внести изменения только на некоторой части изображения. В этом случае создается выделенная область, ограничивающая действия команд и применяемых инструментов. Выделенные области позволяют рисовать сложные фигуры, управлять границами воздействия фильтров и команд цветокоррекции, защищать часть изображения при ретуши, вырезать и копировать их. Связанным с выделенными областями средством являются маски, которые используются для хранения и редактирования выделенных областей и хранятся в альфа-каналах (защищенную от редактирования часть иногда называют маскированной). Маски и каналы являются обычным изображением в градациях серого, таким образом, их можно редактировать как простое изображение. В ходе работы над изображением почти всегда приходится создавать те или иные выделенные области или использовать маски. В этой главе будут рассмотрены аспекты работы с выделенными областями в Photoshop CS4.

Инструменты выделения

В зависимости от формы выделяемого объекта и фона в тех или иных ситуациях удобно использовать различные инструменты для создания выделенных областей. На экране монитора выделенная область будет представлена движущимся пунктирным контуром, показывающим ее границы (рис. 5.1).

Как выделить область правильной геометрической формы

Для выделения простых областей (прямоугольных и круглых) предназначены специальные инструменты в группе на панели Tools (Инструменты). Если установить на эту кнопку курсор мыши и удерживать кнопку мыши нажатой, отобразятся все инструменты выделения данной группы.

При работе с этими инструментами широко применяются клавиши-модификаторы, благодаря которым значительно облегчаются некоторые операции выделения. Группа включает такие инструменты:

Rectangular Marquee (Прямоугольная выделенная область) – используется для создания прямоугольных выделенных областей. По умолчанию этот инструмент активен на панели Tools (Инструменты). Если использовать его, удерживая клавишу Shift, то будет выделен квадрат, а если удерживать клавишу Alt – выделение будет происходить от центра.

Elliptical Marquee (Эллиптическая выделенная область) – применяется для создания овальной (или круглой) выделенной области. При нажатой клавише Shift будет выделен круг, а при нажатой клавише Alt выделение будет осуществляться от центра.

Примечание. При создании квадратной или круглой выделенной областей клавишу Shift следует отпускать после отпускания кнопки мыши.

Single Row Marquee (Горизонтальный ряд пикселей) – используется для выделения горизонтальной области высотой в один пиксель, проходящей через все изображение. Для применения инструмента достаточно выбрать его и щелкнуть в любой точке изображения.

Single Column Marquee (Вертикальный ряд пикселей) – аналог предыдущего инструмента, однако с его помощью выделяется вертикальная область шириной в один пиксель.

Примечание. Выбрать инструменты выделения прямоугольной и эллиптической областей можно нажатием клавиши М, а переключаться между ними можно, удерживая клавиши М и Shift.

Два последних инструмента используются достаточно редко, но в некоторых ситуациях значительно ускоряют процесс создания и редактирования выделенных областей.

Инструменты Rectangular Marquee (Прямоугольная выделенная область) и Elliptical Marquee (Эллиптическая выделенная область) имеют некоторые параметры, которые можно задать в панели Options (Параметры) (рис. 5.2).

Величина, указанная в поле Feather (Растушевка), определяет степень растушевки границ выделенной области. Растушевка задается в пикселях; чем больше будет это значение, тем менее четкими будут границы выделенной области.

Установка флажка Anti-alias (Сглаживание) позволяет сгладить границы выделенной области.

Существуют три режима работы инструментов, которые устанавливаются с помощью списка Style (Стиль): Ш Normal (Нормальный) – задан по умолчанию. В этом режиме размер выделенной области определяется протягиванием мышью по изображению;

Fixed Ratio (Заданные пропорции) – аналогичен работе в режиме Normal (Нормальный) с клавишей-модификатором Shift. При его использовании создается пропорциональная выделенная область (отношение пропорции задается в полях Width (Ширина) и Height (Высота) (рис. 5.2), при отношении 1:1 создается квадрат или окружность;

Fixed Size (Заданный размер) – позволяет создать выделенную область установленного размера (в пикселях), который задается в полях Width (Ширина) и Height (Высота) на панели Options (Параметры).

Примечание. В полях Width (Ширина) и Height (Высота) могут указываться не только целочисленные значения.

Для создания выделенной области прямоугольной или овальной формы достаточно протянуть мышью по части изображения (или выполнить щелчок в случае указания точного размера создаваемой области). Обычно создание выделенной области осуществляется из верхнего левого угла (рис. 5.3а) или нижнего правого, но, удерживая клавишу Alt, можно создавать ее из центра (рис. 5.36).

Примечание. Если контур выделения мешает рассмотреть детали изображения, его можно скрыть, нажав Ctrl+H (само выделение при этом сохранится). Для того чтобы снова сделать выделенную область видимой, нужно повторно нажать Ctrl+H.

В процессе создания выделенной области можно осуществлять ее перемещение. Для этого необходимо, не отпуская кнопки мыши, нажать клавишу Пробел и выполнить требуемое перемещение. После этого можно отпустить клавишу Пробел (не отпуская кнопку мыши) и продолжить создание области.

Примечание. Для удобства работы создаваемая выделенная область может быть привязана к направляющим или границам изображения при помощи команд View (Просмотр) \ Snap (Привязка) (выбор элементов привязки осуществляется командой View (Просмотр) \ Snap То (Привязать к)).

На панели Options (Параметры) для всех инструментов выделения имеется кнопка Refine Edge (Уточнить край), позволяющая корректировать границы выделения по нескольким параметрам. Эта опция применяется при создании сложных выделенных областей (например, после применения инструмента выделения Quick Selection (Быстрое выделение)), но может быть использована для любой выделенной области.

Примечание. Одноименная команда присутствует также среди команд меню или может быть вызвана при помощи сочетания клавиш Alt+Ctrl+R (в некоторых случаях воспользоваться командой меню можно даже в случае, если кнопка на панели Options (Параметры) недоступна).

В открываемом диалоговом окне (рис. 5.4) можно осуществлять управление параметрами качества границы, а также просмотреть получаемый результат на различных цветных фонах или в качестве маски.

Каждый из параметров, представленных в диалоговом окне, предназначен для выполнения определенного типа настроек для получаемой границы выделения.

В нижней части диалогового окна (в области Description (Описание)) по наведению курсора мыши на каждый из параметров отображается подсказка и пример влияния выбранного параметра:

Radius (Радиус) – определяет размер области вокруг выделенной границы, в которой будет производиться очистка (рис. 5.5). Увеличение радиуса способствует созданию более точной границы в областях с мягкими переходами (как, например, меха);

Contrast (Контраст) – позволяет сделать границы более резкими (рис. 5.6);

Smooth (Сглаживание) – создает более сглаженную границу (без резких выпуклостей и вогнутостей) (рис. 5.7);

Feather (Растушевка) – выполняет более плавный переход от выделяемого объекта до окружающего фона (рис. 5.8);

Contract/Expand (Сжать/Расширить) – сжимает или расширяет границу выделенной области. Положительные значения предназначены для расширения, а отрицательные – для сжатия границы (рис. 5.9).

Выделенную часть изображения можно отобразить на белом или черном фоне при помощи области Selection View (Просмотр выделения), расположенной в нижней части окна (рис. 5.10). Кроме этого, можно отобразить выделение в качестве обычной маски или быстрой маски (о масках детально рассказано далее в этой главе).

В правой части окна расположены стандартные кнопки для масштабирования Zoom (Масштаб) и навигации Hand (Рука); а также флажок Preview (Предварительный просмотр), управляющий отображением полученного результата в окне изображения. Кнопка Default (По умолчанию) предназначена для запоминания выбранных настроек параметров как стандартных.

При работе с данной командой для изображений, в которых выделяемые объекты достаточно отчетливо различаются с фоном, рекомендуется вначале увеличить радиус, затем установить требуемую величину контраста для резкости границы и далее воспользоваться параметром Contract/Expand (Сжать/Расширить) для окончательной настройки границы.

В случае схожести выделяемого объекта и фона (или изображений в градациях серого) следует вначале выбрать требуемые величины для параметров Smooth (Сглаживание) и Feather (Растушевка), после чего настроить параметр Contract/Expand (Сжать/Расширить).

Инструменты создания сложных выделенных областей

Группа инструментов Lasso (Лассо) предназначена для выделения областей произвольной формы и содержит следующие инструменты:Lasso (Лассо),Polygonal Lasso (Полигональное лассо) иMagnetic Lasso (Магнитное лассо).

ИнструментLasso (Лассо) используется для создания с помощью мыши выделенной области произвольной формы (сообразно движению мыши). Выделенная область должна быть замкнутой. Если отпустить кнопку мыши, не замкнув область,

Photoshop автоматически замкнет контур выделения по прямой линии. Это можно использовать, если требуется, к примеру, обвести сложную фигуру с идеально ровным основанием – достаточно довести курсор до одного уровня с начальной точкой выделения и отпустить кнопку мыши.

ИнструментPolygonal Lasso (Полигональное лассо) позволяет создавать выделенную область в форме многоугольника. Щелчок мышью создает вершину многоугольника. Создаваемая вершина соединяется с предыдущей прямолинейным сегментом. Особенно удобно использовать этот инструмент при выделении областей, имеющих границу в форме ломаной линии. Завершить выделение области можно щелчком в начальной вершине многоугольника (при этом рядом с курсором отобразится небольшая окружность) или двойным щелчком мышью. Во втором случае, как и в случае выполнения щелчка мышью при нажатой клавише Ctrl, область будет замкнута по прямой, соединяющей первую и последнюю созданную вершины.

При использовании инструмента Polygonal Lasso (Полигональное лассо) удержание клавиши Shift позволит создавать прямолинейные сегменты под углом, кратным 45°. Для удаления последнего созданного сегмента в процессе работы служит клавиша Delete.

При нажатой клавише Alt инструмент Polygonal Lasso (Полигональное лассо) начинает работать как инструмент Lasso (Лассо). В свою очередь, инструмент Лассо при нажатой клавише Alt работает как Полигональное лассо (и для создания выделенной области в форме многоугольника следует выполнять щелчки мышью, а не свободное движение).

Примечание. Для всех описываемых инструментов выделения на панели Options (Параметры) можно указать параметры Feather (Растушевка), Anti-alias (Сглаживание), описанные ранее.

ИнструментMagnetic Lasso (Магнитное лассо) (рис. 5.11) позволяет упростить процесс выделения за счет автоматического определения линий наибольшего цветового контраста и привязки к ним границы области выделения. При движении мышью Photoshop автоматически добавляет узловые точки, образуя выделенную область. В процессе использования инструмента можно переключаться между различными режимами отображения курсора. При необходимости можно выполнять щелчок мышью, увеличивая тем самым количество узловых точек. Неверно поставленную узловую точку в процессе работы можно удалить при помощи клавиши Delete. При работе с данным инструментом достаточно просто обвести нужную область, не соблюдая при этом особой точности выделения.

Примечание. При работе с инструментом Magnetic Lasso (Магнитное лассо) размер анализируемой инструментом области может быть показан при помощи курсора. Для изменения режима отображения курсора следует воспользоваться клавишей Caps Lock.

Замкнуть создаваемую область можно, соединив конечную и начальную узловые точки области или выполнив двойной щелчок мышью (во втором случае соединяющая кривая произвольной формы аппроксимирует выделяемую область). Удержание клавиши Alt при выполнении двойного щелчка позволит соединить последнюю созданную и начальную узловые точки прямолинейным сегментом.

Для достижения наилучшего результата следует настроить параметры инструмента на панели Options (Параметры) (рис. 5.12): Width (Ширина) – задается в пикселях и определяет ширину анализируемой области по обеим сторонам от курсора мыши. Увеличение или уменьшение значение данного параметра в процессе работы можно осуществить при помощи комбинаций клавиш Ctrl+[или Ctrl+] соответственно.

Contrast (Контрастность) – определяет чувствительность инструмента к границам в изображении и может принимать значение от 1 % до 100 %. По умолчанию параметр равен 10 %.

Frequency (Частота) – определяет частоту, с которой инструмент автоматически вставляет точки привязки кривой, ограничивающей выделенную область. Параметр может варьироваться от 1 до 100. Чем больше это значение, тем более плавной будет граница выделенной области. Однако в этом случае Photoshop потребуется больше времени для расчетов.

Stylus Pressure (Нажим пера) – используется при работе с графическим планшетом и связывает размер анализируемой области с нажимом пера на планшете. Чем сильнее нажим пера, тем меньше анализируемая область.

Как комбинировать выделенные области

При создании выделенных областей по умолчанию выбран режим, в котором создается новая выделенная область. Этот режим соответствует нажатой первой кнопкена панели Options (Параметры) любого из инструментов выделения. Однако часто возникает необходимость добавить или вычесть некоторую часть области. Это можно сделать с помощью кнопок, расположенных на панели Options (Параметры), или с помощью клавиш-модификаторов:

Shift – добавлениеновой выделенной области к уже существующей (кнопкана панели Options (Параметры)). К примеру, можно с помощью инструмента Rectangular Marquee (Прямоугольная выделенная область) создать прямоугольную выделенная область, а потом с нажатой клавишей Shift инструментом Elliptical Marquee (Эллиптическая выделенная область) к ней добавить другую область – в результате они будут объединены (рис. 5.13). При использовании режима добавления рядом с иконкой курсора инструмента появляется знак [+].

Alt – вычитание новой выделенной области из уже существующей (кнопкана панели Options (Параметры)). Вычитание часто используется в случае, если в процессе выделения были захвачены лишние объекты или области. К примеру, на рис. 5.14 из созданного выделения вычитаются тычинки тюльпана (при вычитании выделенных областей рядом с иконкой курсора отображается знак [-]).

Shift+Alt – пересечение новой выделенной области с уже существующей (кнопкана панели Options (Параметры)). В результате выделенной остается только та область, которая является общей для обеих выделенных областей (рис. 5.15).

Эти команды работают для всех инструментов выделения и их комбинаций.

Инструмент Magic Wand (Волшебная Палочка)

Еще один очень удобный и чрезвычайно полезный инструмент выделения -Magic Wand (Волшебная палочка). По своим свойствам он существенно отличается от описанных ранее инструментов выделения. При помощи данного инструмента удобно отделять объекты от однотонного фона, выполняя всего один щелчок мышью.

Чтобы использовать инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), достаточно щелкнуть мышью на желаемой области – она окажется выделенной. Photoshop автоматически определяет пиксели с одинаковыми или близкими значениями яркости, расположенные рядом. После этого можно выполнять необходимые операции с фоном, не затрагивая объект (рис. 5.16).

Для настройки инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) используются четыре параметра на панели Options (Параметры) (рис. 5.17).

Tolerance (Допуск) – этот параметр определяет цветовой диапазон пикселей, выделяемых инструментом, относительно того пикселя, по которому произведен щелчок мышью. Чем выше это значение, тем больше пикселей будет выделено (рис. 5.18). По умолчанию значение этого параметра равно 32. При работе с инструментом Magic Wand (Волшебная палочка) значение этого параметра играет очень важную роль. Другими словами, именно его значение приходится настраивать чаще всего.

Anti-alias (Сглаживание) – данный параметр устанавливает сглаживание границ выделенной области (установлен по умолчанию).

Contiguous (Смежные пиксели) – этот параметр определяет, будет ли инструмент выделять только пиксели, расположенные рядом, как на рис. 5.19а), или все пиксели в изображении, которые попадают в заданный цветовой диапазон, как на рис. 5.196);

Sample All Layers (Образец со всех слоев) – данная опция определяет, будет ли инструмент использовать информацию только активного слоя или всех видимых слоев (детальнее о слоях будет рассказано в следующей главе).

Команда Color Range (Цветовой Диапазон)

Команда Select (Выделение) \ Color Range (Цветовой диапазон) схожа с инструментом Magic Wand (Волшебная палочка), однако имеются некоторые отличия.

Одним из важных отличий команды является наличие диалогового окна, с возможностью предварительного просмотра и выполнения дополнительной настройки параметров для получения оптимального результата (рис. 5.20). Цветовой допуск, определяющий количество пикселей, подлежащих выделению, может плавно регулироваться при помощи движка Fuzziness (Нечеткость) в диалоговом окне, причем все изменения в нем отображаются сразу же (рис. 5.21).

Окно предварительного просмотра может работать в двух режимах: Selection (Выделение) и Image (Изображение). В режиме Selection (Выделение) маска показана черным цветом, а выделенная область – белым. В режиме Image (Изображение) в окне предварительного просмотра будет показано само изображение.

Переключаться между режимами можно с помощью одноименных переключателей под окном предварительного просмотра или клавишей Ctrl.

В Photoshop CS4 появилась дополнительная опция Localized Color Clusters (Локализованные наборы цветов), предназначенная для определения областей одного цвета. Область выделения при включенной опции управляется параметром Range (Диапазон). Использование этих параметров позволяет более точно выделить цвет на изображении.

В нижней части диалогового окна расположен выпадающий список режимов отображения маски в окне самого документа – Selection Preview (Просмотр выделения) (рис. 5.22). В нем можно выбрать один из следующих вариантов:

None (Не задан) – в этом режиме в окне документа показывается исходное изображение;

Grayscale (Градации серого) – исходное изображение в окне документа заменяется на изображение в градациях серого, где черному цвету соответствуют замаскированные области, а белому – выделенные. Аналогичное изображение, только в уменьшенном варианте, демонстрируется в окне предварительного просмотра в режиме Selection (Выделение);

Ш Black Matte (Черная подложка) – выделенная область показывается на черном фоне;

White Matte (Белая подложка) – выделенная область показывается на белом фоне;

Quick Mask (Быстрая маска) – на исходное изображение накладывается полупрозрачная цветовая маска, показывающая защищенные области.

В верхней части диалогового окна Color Range (Цветовой диапазон) расположен выпадающий список Select (Выделить) режимов работы данной команды. По умолчанию установлен режим Sampled Colors (Выбранные цвета), который, как правило, является оптимальным. В этом режиме за образец цвета берутся цвета исходного изображения, определяемые с помощью пипетки Щелкая пипеткой по изображению, можно «брать пробы», с которыми автоматически будут сравниваться все остальные цвета, присутствующие в изображении. В зависимости от параметра Fuzziness (Нечеткость) они будут присоединяться к выделенной области или оставаться невыделенными.

Примечание. Выбирать цвет можно не только на исходном изображении, но и в окне предварительного просмотра диалогового окна команды.

Чтобы добавить к уже существующей выделенной области новые части изображения, можно щелкать по ним пипеткой со значком [+], а чтобы удалить из выделения части изображения – пипеткойсо значком [-]. Можно также использовать простую пипетку, однако в этом случае для добавления новых областей нужно удерживать клавишу Shift, а для вычитания – клавишу Alt.

Используя команду Color Range (Цветовой диапазон) и манипулируя движком Fuzziness (Нечеткость), можно выделять такие области, которые другими методами это сделать было бы очень сложно, например густую зеленую листву, морские волны или облака.

Остальные режимы осуществляют выделение определенных цветовых оттенков: красных (Reds), желтых (Yellows), зеленых (Greens), голубых (Cyans), синих (Blues) или пурпурных (Magentas), а также позволяют выделить света (Highlights), тени (Shadows) и средние тона (Midtones) в изображении (рис. 5.23).

Последний режим в списке – Out Of Gamut (Вне CMYK) – выполняет выделение цветов, выходящих за пределы цветовой модели CMYK, т. е. таких, которые на печати будут отличаться от своих экранных аналогов. Если команда Color Range (Цветовой диапазон) применяется к изображению в цветовой модели CMYK, данный режим отсутствует в списке.

Недостатком всех режимов, за исключением Sampled Colors (Выбранные цвета), является отсутствие движка Fuzziness (Нечеткость), а следовательно, и главного преимущества команды Color Range (Цветовой диапазон) – возможности плавной настройки границ выделенной области.

В диалоговом окне команды Color Range (Цветовой диапазон) можно легко инвертировать выделение, установив флажок Invert (Инвертировать). Это позволяет быстро оценить результат выделения и зачастую экономит время. Например, чтобы выделить многоцветный собор, можно легко выделить сравнительно одноцветное голубое небо, а затем инвертировать выделение командой Select (Выделение) \ Inverse (Инвертировать) или сочетанием клавиш Shift+Ctrl+I.

Инструмент Quick Selection (Быстрое Выделение)

ИнструментQuick Selection (Быстрое выделение) используется для быстрого создания выделения. Он позволяет «рисовать» выделенную область при помощи настраиваемой круглой кисти. В процессе проведения инструментом по изображению выделенная область расширяется, находя и следуя границам в изображении (рис. 5.24).

Создавая выделение данным инструментом, можно выбрать один из режимов на панели Options (Параметры) (рис. 5.25).

РежимNew selection (Новая выделенная область) – по умолчанию активен при отсутствии выделения на изображении. В процессе создания выделенной области режим автоматически меняется наAdd to selection (Добавить к выделенной области). При необходимости можно выполнить переключение в режим отсечения (вычитания) области при помощи клавиши Alt или кнопкиSubtract from selection (Вычесть из выделенной области) на панели Options (Параметры).

Примечание. Вид курсора при работе с инструментом, как и для остальных инструментов, можно осуществить в настройках программы Edit (Редактирование) \ Preferences (Установки) \ Cursors (Курсоры).

Установка флажка Sample All Layers (Образец со всех слоев) позволяет создавать выделенную область, базируясь на всех слоях (вместо одного активного слоя).

При установленном флажке Auto-Enhance (Усилить автоматически) производятся настройки контраста и сглаживания выделяемого края (вручную эти настройки можно осуществить, воспользовавшись кнопкой Refine Edge (Уточнить край) – возможности редактирования границ при помощи данной кнопки описаны в начале главы).

Примечание. При работе с инструментом можно остановить движение мыши и выполнить щелчок в близлежащей области; в этом случае выделенная область будет расширена до включения указанной области.

Операции с выделенными областями

Основные команды работы с выделенными областями собраны в меню Select (Выделение) (рис. 5.26).

All (Выделить все) – предназначена для выделения всего изображения. Выполнить ее можно также, нажав комбинацию клавиш Ctrl+A;

Deselect (Отменить выделение) – снимает выделение с изображения. Ее можно выполнить, нажав комбинацию клавиш Ctrl+D;

Reselect (Выделить снова) – возвращает последнее выделение. Ее можно выполнить с помощью сочетания клавиш Shift+Ctrl+D;

Inverse (Инверсия) – инвертирует выделение, в результате чего области, которые были выделены, становятся защищенными, а защищенные, наоборот, становятся выделенными. Тот же результат можно получить, если нажать сочетание клавиш Shift+Ctrl+I на клавиатуре.

Как модифицировать выделенную область

Пункт меню Select (Выделение) \ Modify (Модификация) содержит пять команд, предназначенных для модификации границы выделенной области (рис. 5.27):

Border (Граница) – применяется для создания рамки заданной ширины (в пикселях) вокруг выделенного объекта. Граница может быть шириной от 1 до 200 пикселей. Создаваемая рамка включает пиксели с обеих сторон от предыдущего выделения. Применение фильтров в области, ограниченной рамкой, позволяет создавать достаточно интересные эффекты (рис. 5.28);

Smooth (Оптимизировать) – позволяет сгладить неровную границу выделенной области, делая ее более плавной;

Expand (Расширить) – позволяет равномерно расширить выделенную область;

Contract (Сжать) – дает возможность равномерно сжать выделенную область;

Feather (Растушевка) (Alt+Ctrl+D) – предназначена для размывки границы выделения. Ее диалоговое окно содержит всего одно поле Feather Radius (Радиус растушевки), в котором можно задать величину растушевки границы выделенной области в пикселях (рис. 5.29).

На рис. 5.30 представлены примеры воздействия радиуса растушевки на границы выделенной области.

Примечание. При выполнении команды Feather (Растушевка) границы выделенной области визуально могут измениться, но незначительно. К примеру, на рис. 5.30 показана выделенная область, залитая цветом для того, чтобы отобразить результат применения команды.

При использовании команды Select (Выделение) \ Grow (Смежные пиксели) выделение расширяется, добавляя смежные с выделенными пиксели. Величиной допуска для данной команды является величина Tolerance (Допуск), установленная для инструмента Magic Wand (Волшебная палочка). Команду можно назвать некоторым аналогом этого инструмента, но выделение здесь осуществляется не по одному цвету, а по цвету всех пикселей в области. Обычно команда Grow (Смежные пиксели) применяется для выделения сложных по цветовым составляющим поверхностей, например моря (рис. 5.31).

Команда Select (Выделение) \ Similar (Подобные оттенки) похожа на предыдущую; ее отличием является создание выделения не на некоторой замкнутой (непрерывной) области, а на всем изображении, аналогично отмене опции Contiguous (Непрерывные) для инструмента Magic Wand (Волшебная палочка).

Команда Select (Выделение) \ Transform Selection (Трансформировать выделенную область) позволяет трансформировать выделение, что предоставляет возможность легко исправить некоторые неточности уже сделанного выделения или модифицировать его.

Примечание. Команда Transform Selection (Трансформировать выделенную область) доступна также и в контекстном меню, вызываемом щелчком правой кнопки мыши на выделенной области.

В процессе трансформации выделение помещается в рамку с маркерами аналогично использованию команды Edit (Редактирование) | Free Transform (Свободная трансформация). После отображения рамки с маркерами (рис. 5.326) предоставляется возможность масштабировать выделение, поворачивать и воспользоваться всеми видами трансформации, расположенными в меню Edit (Редактирование) \ Transform (Трансформация) (рис. 5.326).

Примечание. В случае использования напрямую команд меню Edit (Редактирование) \ Transform (Трансформация) или Edit (Редактирование) | Free Transform (Свободная трансформация) трансформация будет осуществляться не для выделенной области, а для содержимого данной области (рис. 5.32в). Детально о возможностях выполнения операций трансформации рассказано в главе 8 «Общий инструментарий».

Команда Select (Выделение) \ Edit in Quick Mask Mode (Редактировать в режиме быстрой маски) осуществляет переход в режим быстрой маски. Подробнее о применении этой команды рассказано далее в разделе «Как работать в режиме быстрой маски».

Кроме команд, связанных с выделением областей, в меню Select (Выделение) приложения присутствуют также несколько команд, позволяющих работать с выделением слоев. Более подробно эти команды описаны в главе 6 «Работа со слоями».

Как перемещать или копировать выделенную область

Выделенную область можно перемещать, используя инструменты выделения (рис. 5.33).

Использование инструментаMove (Перемещение) приведет к перемещению содержимого выделенной области (рис. 5.34).

Примечание. Используя клавишиможно выполнять перемещение на 1 пиксель в соответствующую сторону. Если при этом удерживать клавишу Shift, то перемещение будет выполняться на 10 пикселей.

Содержимое выделенной области можно легко скопировать в другой открытый документ на рабочей области. Для этого необходимо просто перетащить его при помощи мыши при активном инструментеMove (Перемещение) (рис. 5.35).

Для клонирования содержимого выделенной области в пределах одного документа необходимо выбрать инструментMove (Перемещение) и, удерживая клавишу Alt, переместить выделенную область (рис. 5.36). Описанный способ удобен для создания или корректирования областей, содержащих однотипные детали.

На рис. 5.36 показано, как при помощи данной операции можно воссоздать изображение края фотопленки, используя всего 1 кадр.

Примечание. Используя этот способ клонирования, нужно учитывать, что в случае работы с одним документом для копируемой области не будет создан отдельный слой.

Как обводить и заливать выделенную область

К выделенным областям применимы команды Stroke (Обводка) и Fill (Заливка) из меню Edit (Редактирование).

Команда Stroke (Обводка) позволяет создать обводку для области, а команда Fill (Заливка) предназначена для заполнения области цветом или текстурой. Для каждой из команд после ее вызова отображается диалоговое окно, позволяющее выполнить некоторые настройки.

В диалоговом окне команды Fill (Заливка) можно выбрать вид заливки (цветом, шаблоном или используя моментальный снимок), а также режим наложения (рис. 5.37). Более детально опции заливки описаны в разделе «Заливка контура» главы 7 «Контуры и фигуры».

Для команды Stroke (Обводка) можно указать ширину (в пикселях) и цвет создаваемой обводки в полях Width (Ширина) и Color (Цвет) соответственно. Область Location (Положение) позволяет выбрать один из трех вариантов для создания обводки по отношению к границе выделенной области: Inside (Внутри), Center (По центру) или Outside (Снаружи). В области Blending (Смешение) следует выбрать режим наложения создаваемой обводки в списке Mode (Режим), степень непрозрачности в поле Opacity (Непрозрачность) и защитить прозрачные области, установив флажок Preserve Transparency (Сохранить прозрачность) (рис. 5.38).

Используя вышеописанные команды, можно создавать интересные эффекты на изображениях и использовать выделенные области для рисования. Например, на рис. 5.39 показана исходная выделенная область, результат обводки ее белым цветом и последующей заливки шаблоном.

Использование альфа-каналов

В процессе работы над сложным изображением часто возникает необходимость сохранить выделенную область для последующего использования. Photoshop позволяет сохранять выделенные области в специальных альфа-каналах, которые еще называют масками. В отличие от цветовых каналов, альфа-каналы не участвуют в формировании изображения и на печать не выводятся.

Альфа-каналы находятся в той же панели Channels (Каналы), что и цветовые каналы. Каждый альфа-канал представляет собой растровое изображение в оттенках серого: черный цвет соответствует защищенным областям, а белый – выделенным. Оттенки серого соответствуют областям, выделенным частично.

На рис. 5.40 приведен пример использования альфа-канала. Здесь показано:

исходное изображение ягоды (а);

маска, защищающая это изображение и позволяющая редактировать фон (б);

маска, позволяющая вносить изменения в изображение ягоды и защищающая фон (в);

частично выделенная ягода и весь фон (г).

Маску можно редактировать, используя все средства Photoshop: инструменты рисования, текст, фильтры и команды цветокоррекции. Это открывает широкие возможности по созданию самых разнообразных масок, которые могут храниться вместе с изображением.

Примечание. Не каждый формат графического файла поддерживает каналы. Каналы могут храниться в файлах, сохраненных в форматах PSD, PSB, PDF, PICT, Pixar, Raw и TIFF.

Чтобы сохранить выделенную область в альфа-канале, достаточно щелкнуть по кнопкев нижней части панели Channels (Каналы) или воспользоваться командой Save Selection (Сохранить выделение) меню Select (Выделение), позволяющей дополнительно задать некоторые параметры. В результате в панели Channels (Каналы) будет создан новый канал, в котором белым цветом будут представлены выделенные области изображения, а черным – маскированные (рис. 5.41).

Дублировать канал можно, перетащив его на кнопку создания нового каналав нижней части панели – в результате будет создана копия канала.

По умолчанию новому альфа-каналу присваивается имя Alpha 1 (2, 3…), но его можно изменить на более информативное, дважды щелкнув по нему в панели Channels (Каналы). В результате появится диалоговое окно Channel Options (Параметры канала) (рис. 5.42), в котором можно присвоить каналу новое имя, а также определить, какие области будут обозначаться цветом – маскированные (Masked Areas) или выделенные {Selected Areas). Переключатель Spot Color (Плашечный цвет) позволяет назначить каналу определенный плашечный цвет.

В нижней части диалогового окна расположены образец цвета Color (Цвет), которым будут обозначаться выделенные области, и поле Opacity (Непрозрачность), где можно задать степень прозрачности канала.

Альфа-канал может быть выведен на экран одновременно с самим изображением. Эта возможность удобна для прямого редактирования маски, осуществляемого инструментами рисования. В этом случае маскируемые (или выделенные области) заливаются полупрозрачным цветом, как если бы они были покрыты полупрозрачной пленкой. Этот цвет, как и его прозрачность, можно изменять в диалоговом окне свойств канала. По умолчанию задан красный цвет с прозрачностью 50 %, имитирующий рубилитовую пленку, которая использовалась фотографами для создания масок вручную. Однако если в изображении присутствует много красного цвета, маска будет трудноразличима. В этом случае имеет смысл назначить какой-нибудь более контрастный цвет маски, например синий.

Маску, находящуюся в одном документе, можно легко использовать в другом. Для этого нужно открыть оба документа, затем открыть панель Channels (Каналы) и перетащить иконку альфа-канала из одного документа в окно другого. При этом иконка нового альфа-канала появится в панели Channels (Каналы) второго документа.

Существует еще один способ загрузки выделенных областей из других документов. Для этого нужно выбрать команду Select (Выделение) \ Load Selection (Загрузить выделение) – появится диалоговое окно, в котором можно задать документ-источник (Document) и канал, который будет загружен как выделение {Channel) (рис. 5.43).

При загрузке выделения можно его инвертировать, установив флажок Invert (Инверсия), и выбрать в группе Operation (Операция) ту операцию, которая будет выполнена для загружаемой области. Если в документе нет выделенной области, в этой группе будет активен только переключатель New Selection (Новая выделенная область).

Если в изображении уже имеется выделенная область, то она может быть скомбинирована с выделенной областью другого документа при помощи одной из трех операций:

Add to Selection (Добавить к выделенной области) – загружаемая маска объединяется с текущей выделенной областью;

Subtract from Selection (Вычитание из выделенной области) – загружаемая маска вычитается из текущей выделенной области;

Intersect with Selection (Пересечение с выделенной областью) – выделенной остается только область, общая для загружаемой маски и текущей выделенной области.

Эти операции уже описывались выше – все они могут осуществляться при работе с инструментами выделения. Единственное различие заключается в том, что при загрузке выделенной области из канала эти операции выполняются автоматически.

Существует еще один способ переместить канал из одного изображения в другое. Для этого следует воспользоваться командой Duplicate Channel (Дублировать канал) меню панели Channels (Каналы) или контекстного меню. В этом случае будет открыто диалоговое окно, в котором можно задать имя копии канала (As) и документ, в который будет продублирован канал (Document) (рис. 5.44).

Если будет выбран пункт New (Новый) в списке Document (Документ), то канал будет сохранен в новом документе. При установке флажка Invert (Инвертировать) будет сохранен инвертный канал.

Как работать в режиме быстрой маски

Хотя работа с каналами и не слишком сложна, однако может показаться несколько громоздкой и неудобной. В большинстве случаев требуется скорость, поэтому гораздо быстрее и проще работать, используя режим быстрой маски. Кроме того, режим быстрой маски незаменим в случае, когда требуется изменить размер изображения, сохранив при этом выделение. Существующая выделенная область на таком изображении автоматически программой Photoshop сохранена не будет. Для ее сохранения необходимо сначала перейти в режим быстрой маски и только после этого изменить размер.

В этом режиме Photoshop создает из выделенной области временный канал, который в панели Channels (Каналы) так и называется – Quick Mask (Быстрая маска) (рис. 5.45). Название написано курсивом, что говорит о временном характере канала – при выходе из режима быстрой маски канал исчезает.

Примечание. Сохранить канал Quick Mask (Быстрая маска) можно, перетащив его иконку на кнопку создания нового канала в панели Channels (Каналы). В этом случае будет сохранена копия канала.

Чтобы войти в режим быстрой маски, нужно щелкнуть по кнопке, расположенной в нижней части панели Tools (Инструменты), или нажать клавишу Q. Повторное нажатие клавиши Q или щелчок по кнопке(появляющейся на месте предыдущей) приведет к возврату в обычный режим.

В Photoshop CS4 режим быстрой маски запускается также при помощи команды Select (Выделение) \ Edit in Quick Mask Mode (Редактировать в режиме быстрой маски).

По умолчанию в режиме быстрой маски выделенные области отображаются на экране залитыми красным цветом, прозрачным на 50 %. При переходе в режим быстрой маски автоматически цветом переднего плана становится белый, а фоновый цвет изменяется на черный. Таким образом, рисование цветом переднего плана выделяет области, а стирание ластиком – снимает выделение.

Примечание. В режиме быстрой маски Photoshop не позволяет работать с цветом. В этом режиме используются только оттенки серого цвета.

На рис. 5.45 показано изображение в обычном режиме с выделенной областью (а) и то же изображение, но в режиме быстрой маски (б), а также отображение выделенных и защищенных областей в соответствующем канале панели Channels {Каналы) (в).

Режим быстрой маски очень удобен, т. к. он позволяет быстро отредактировать сложную выделенную область, исправить ошибки, допущенные при работе с инструментами выделения, а также создать «с нуля» выделенную область практически любой сложности.

На рис. 5.46 показан процесс редактирования выделенной области в режиме быстрой маски. При выбранном черном цвете переднего плана в процессе рисования кистью (рис. 5.46а) происходит уменьшение выделенной области. Результат в виде выделенной области отображен на рис. 5.466.

Изменить параметры быстрой маски можно, дважды щелкнув на кнопке перехода в режимна панели Tools (Инструменты). В диалоговом окне определяется область изображения, закрашиваемая цветом, – это может быть маскированная {Masked Areas) или выделенная {Selected Areas) область. Здесь же несложно изменить цвет быстрой маски {Color) и ее непрозрачность {Opacity) (рис. 5.47).

Примечание. Установка цвета и прозрачности быстрой маски влияет только на вид отображаемой маски, но не на само выделение.

Степень прозрачности добавляемых выделенных областей определяется исключительно тем, каким оттенком серого производится закраска этих областей.

Так как быстрая маска представляет собой полутоновое изображение, накладываемое на основное, к нему применимы все инструменты редактирования, а также различные команды и фильтры Photoshop. Маска позволяет частично выделять различные области изображения, т. е. с помощью маски можно регулировать степень воздействия инструментов редактирования или фильтров на выделенную область. Чем светлее будет оттенок серого цвета, которым осуществляется закраска в режиме быстрой маски, тем прозрачнее будет маска и тем в меньшей степени на выделенную область будут оказывать воздействие эффекты редактирования.

Пример использования режима быстрой маски

С помощью масок можно легко получить плавные переходы. Используя инструмент Gradient (Градиент), можно создать плавный переход в режиме быстрой маски и затем применить по этой маске какой-либо эффект к изображению на слое (рис. 5.48).

Для создания такого эффекта на выбранном изображении следует перейти в режим быстрой маски, затем выбрать инструмент Gradient (Градиент)и установить переход цвета от черного к белому. После этого следует протянуть курсор мыши по диагонали изображения. В результате образуется плавный переход выделенной области в защищенную (рис. 5.486).

Затем нужно перейти в обычный режим, нажав клавишу Q или соответствующую кнопку на панели Tools (Инструменты). Теперь маска будет показана выделенной. Следует учитывать, что граница выделения не будет отображать все полупрозрачные пиксели созданной маски, однако при этом они останутся частично выделенными (рис. 5.49).

Теперь можно применить к изображению какой-либо фильтр, например Filter (Фильтры) \ Stylize (Стилизация) \ Trace Contour (Обводка контура) (рис. 5.496).

Возможности режима быстрой маски намного шире, чем простое закрашивание областей изображения и преобразование их в выделенные области, даже с градиентными переходами. Не следует забывать о том, что для редактирования быстрой маски можно использовать все инструменты редактирования, предоставляемые программой Photoshop. Это означает, что при создании маски можно применять средства локального повышения или понижения резкости, осветлять или затемнять маску, добиваясь изменения ее прозрачности, применять средства редактирования границ, использовать фильтры и выделенные области.

Рекомендации по созданию и применению выделенных областей

Подводя итоги, предлагаем рекомендации по использованию инструментов для создания выделенных областей.

Для создания выделенных областей простой формы (прямоугольных или овальных) удобно пользоваться инструментами Rectangular Marquee (Прямоугольная выделенная область) и Elliptical Marquee (Эллиптическая выделенная область).

При необходимости создания выделенных областей, имеющих вид ломаной, хорошо подходит инструмент Polygonal Lasso (Полигональное лассо), а для объектов с контрастными переходами – инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо).

Для создания выделенных областей сложной формы, имеющих как прямолинейные, так и криволинейные сегменты, можно применять комбинации разных инструментов выделения, используя клавиши-модификаторы Alt, Ctrl и Shift.

Если требуется выделить однотонную область изображения, можно воспользоваться инструментом Magic Wand (Волшебная палочка), изменяя диапазон выделяемых пикселей при помощи параметра Tolerance (Допуск).

Если нужно выделить области изображения, близкие по цвету, но расположенные вразброс области изображения (например листву или морские волны), хороший результат будет получен при использовании команды Color Range (Цветовой диапазон). Настраивая параметр Fuzziness (Нечеткость), а также используя клавишу Shift, можно добиться выделения нужных областей, контролируя результаты выделения в окне предварительного просмотра.

Наиболее быстрый способ выделения предоставляет новый инструмент Quick Selection (Быстрое выделение), а набор параметров Refine Edge (Уточнить край) позволяет отредактировать получаемую границу, не затрачивая на это много времени.

Конец ознакомительного фрагмента.