Глава 4. Рисование в Photoshop CS4
Photoshop предоставляет гораздо более широкие возможности по сравнению с традиционными средствами рисования. Прозрачность, режимы наложения, подбор кисти любых размеров и форм, возможность сохранения промежуточного результата и возврата к нему при необходимости – все это позволяет не ограничивать процесс творчества, а при наличии графического планшета можно без труда реализовыватъ самые смелые художественные идеи.
В Photoshop можно выделить группу «раскрашивающих» инструментов, т. е. тех, которые изменяют цвет пикселей изображения (в обычной жизни их аналоги чаще всего выступают в качестве инструментов рисования). К таким инструментам относятся кисть, карандаш, ластик, заливка и градиент. Именно о них и особенностях их использования пойдет речь в данной главе.
Выбор цвета
В процессе работы над изображением важным фактором является выбор цвета. Photoshop предоставляет возможность определить два основных цвета: основной цвет (для использования инструментами рисования и некоторыми другими командами) и фоновый цвет (применяемый при удалении частей изображения, а также при формировании градиентов). Выбранные цвета отображаются на панели Tools (Инструменты)
Примечание. Вернуться к настройкам цвета по умолчанию можно, выполнив щелчок мыши на изображении двух маленьких квадратов рядом с образцами цвета или нажав клавишу D.
Щелчок на изображении двунаправленной стрелки или нажатие клавиши X поменяет местами основной и фоновый цвет.
Выбрать цвет можно несколькими способами. Двойной щелчок мыши по образцу цвета на панели инструментов откроет диалоговое окно Color Picker (Выбор цвета), в котором можно выбрать цвет щелчком по цветовому полю или задать точные цветовые координаты в одной из цветовых моделей (рис. 4.1).
При выборе цвета в диалоговом окне команды Color Picker (Выбор цвета) одновременно отображаются числовые представления цвета в разных моделях (HSB, RGB, Lab, CMYK и шестнадцатеричное представление).
Примечание. Более подробно о моделях представления цвета рассказано в главе 1 «Компьютерная графика и Photoshop», однако следует дополнить изложенный в ней список. Существует еще одна модель представления цвета – HSB, базирующаяся на трех параметрах: Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) и Brightness (Яркость). Эта наиболее близкая к человеческому восприятию цвета модель чаще всего используется для описания изменений цвета и применяется в ситуациях, связанных с необходимостью выбора цвета.
В состав диалогового окна Color Picker (Выбор цвета) входит цветовое поле и цветовая шкала. Цветовая шкала предназначена для отображения выбранного компонента цветовой модели. Так, если выбран переключатель Н (Hue – цветовой тон в модели HSB), на шкале будет показан цветовой тон (цветовой круг, «разрезанный» по красному цвету). Если же выбрать переключатель В (Brightness – яркость) той же модели, на цветовой шкале будет представлена яркость. На цветовом поле отображены два других компонента цвета выбранной цветовой модели. В частности, при выбранном переключателе Н в модели HSB в цветовом поле по горизонтали будет изменяться насыщенность цвета, а по вертикали – яркость.
В поле, расположенном в верхней части диалогового окна справа от цветовой шкалы, показаны текущий и выбранный цвета new (новый) и current (текущий), помогающие не путать их. Появляющееся справа от цветового образца изображение маленького кубика означает, что этот цвет не является «безопасным» для отображения в браузере. Это имеет значение при подготовке изображения для публикации в Web. Во всех остальных случаях на него не нужно обращать внимание.
Примечание. Цвет считается «безопасным» для отображения в браузере, если он входит в стандартные 216 веб-цветов, которые в разных операционных системах должны отображаться одинаково.
Маленький треугольниксправа от образца свидетельствует о том, что данный цвет невозможно отобразить в пределах цветовой модели CMYK, и показывает наиболее близкий цвет, который будет напечатан.
Для выбора «безопасного» цвета или цвета модели CMYK, ближайших к выбранному цвету, следует выполнить щелчок по цветовому квадрату, расположенному соответственно под кубикомили треугольником
В нижней части диалогового окна находится флажок Only Web Colors (Только цвета Web). Если его включить, на цветовом поле будут отображены только цвета, доступные для «безопасной» палитры Web (рис. 4.2). В поле шестнадцатеричного представления цвета, помеченного значком «#», можно ввести соответствующее числовое значения цвета, используемое в Web.
При необходимости воспользоваться библиотеками (заготовками) плашечных цветов нужно щелкнуть по кнопке Color Libraries (Библиотеки цветов). В результате отобразится одноименное диалоговое окно, в котором открывается доступ к библиотекам плашечных цветов (рис. 4.3).
Для выбора требуемой библиотеки предназначен раскрывающийся список Book (Каталог), расположенный в верхней части диалогового окна Color Libraries (Библиотеки цветов).
Для выбора цвета используется вертикальная шкала. Под полем с образцами текущего и выбранного цветов отображаются координаты выбранного цвета в модели Lab.
Панель Color (Цвет)
Выбрать цвет можно и при помощи панели Color (Цвет) (рис. 4.4). Эта панель вызывается клавишей F6 или командой Window (Окно) | Color (Цвет).
Прежде всего здесь следует указать, выбор какого цвета будет осуществляться – основного или фонового. Для этого надо выбрать соответствующий образец в левой части (активный образец обведен рамкой черного цвета). После этого можно задать цвет, указав его числовое значение в полях для ввода или переместив мышью соответствующие движки. Также можно определить цвет щелчком мыши в нижней части панели.
Примечание. При выборе цвета в нижней части панели удержание клавиши Alt позволит осуществить выбор для неактивного цвета.
Осуществить смену модели представления цвета можно при помощи команд меню панели.
Примечание\ Щелчок мыши на активном образце цвета приведет к открытию диалогового окна Color Picker (Выбор цвета).
Панель Swatches (Образцы)
Панель Swatches (Образцы), которую можно отобразить при помощи одноименной команды меню Window (Окно), хранит готовые наборы цветов (рис. 4.5). Щелчок мыши на выбранном цвете в панели приведет к установлению его основным цветом (удержание клавиши Ctrl позволит установить таким образом фоновый цвет).
Панель может быть дополнена новым цветом. Цвет, который требуется добавить в панель, необходимо установить в качестве основного цвета, и после этого нажать кнопкув нижней части панели или выполнить щелчок мыши на свободной от цвета области (курсор мыши при этом должен принять форму, как у инструментаPaint Bucket (Заливка)). Цвета в панели при необходимости можно дублировать или удалять, используя команды меню панели или кнопки в нижней части панели (рис. 4.6).
Инструмент Eyedropper (Пипетка)
ИнструментEyedropper (Пипетка) предназначен для выбора образца цвета, которым может быть любой цвет, отображаемый в области экрана.
Чтобы выбрать основной цвет, надо щелкнуть мышью в области искомого цвета. Кроме этого, можно перемещать курсор, удерживая левую кнопку мыши – в этом случае цвет динамически будет изменяться в образце в соответствии с перемещением, а окончательный выбор будет произведен в момент отпускания левой кнопки мыши (перемещать курсор можно и за пределы окна Photoshop). Для выбора фонового цвета следует выполнить те же действия, удерживая клавишу Alt.
Примечание. В случае использования панели Color (Цвет) и активного фонового цвета в ней инструмент Eyedropper (Пипетка) будет задавать именно фоновый цвет, а с клавишей Alt – основной цвет.
Настроить размер анализируемой области для выбора цвета, а также скопировать его в буфер обмена можно с помощью контекстного меню инструмента Eyedropper (Пипетка) (рис. 4.6):
Point Sample (Точка) – образец цвета берется точно из пикселя под курсором мыши;
3 by 3 Average (Среднее 3x3) – образец цвета формируется как среднее значение цвета в окрестности размером 3x3 пикселя (следующие несколько пунктов выполняют аналогичное усреднение, рассчитываемое по указанному количеству пикселей);
Copy Color as HTML (Скопировать цвет как HTML) – в буфер обмена помещается шестнадцатеричное значение представления цвета, которое обычно используется в Web.
Примечание. Настройку области для выбора образца цвета можно осуществить и при помощи панели Options (Параметры) для данного инструмента.
Инструмент Color Sample (Образец цвета)
Для отображения информации о цвете на нескольких участках изображения используют инструментColor Sample (Образец цвета), позволяющий сравнивать до четырех образцов цвета. Параметры цвета выбранных образцов отображаются на панели Info (Информация) (рис. 4.7). Последовательный выбор образцов цвета осуществляется щелчком мыши в той или иной области изображения.
Выбранные образцы можно переместить при помощи мыши или удалить (переместив образец за пределы документа). Используя панель Options (Параметры), можно определить размеры анализируемой области или удалить все образцы при помощи кнопки Clear (Очистить) на этой панели.
Изменить цветовую модель для образца или удалить его можно при помощи команд контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на образце.
Инструменты для рисования («раскрашивания»)
В качестве инструментов, «создающих» рисунок, проще всего использовать инструменты для работы с контурами (о них рассказывается в главе 7 «Векторные контуры и фигуры»), но можно применять и аналоги обычных инструментов рисования. В Photoshop в качестве них выступают следующие инструменты:
Brush (Кисть) – предназначен для рисования. Размер, форму и другие характеристики кисти можно выбрать на панели Options (Параметры) инструмента. Рисование осуществляется основным цветом.
Pencil (Карандаш) – предназначен для рисования линий с резкими, четко очерченными краями. Карандаш также работает с палитрой кистей на панели Options (Параметры), но при его выборе края всех кистей становятся идеально четкими.
Eraser (Ластик) – предназначен для стирания областей изображения.
Примечание. Для всех перечисленных инструментов есть несколько типов отображения в процессе работы. Их настройка осуществляется командой Edit (Редактирование) \ Preferences (Установки) \ Cursors (Курсоры), а переключение курсора «на лету» можно выполнить при помощи клавиши Caps Lock.
Как настроить инструменты рисования
Каждый инструмент рисования имеет параметры, доступ к которым осуществляется через панель Options (Параметры) (рис. 4.8).
Раскрывающийся список Brush (Кисть) используется для выбора типа кисти, размера (движок Master Diameter (Главный диаметр)) и установки степени жесткости кисти (движок Hardness (Жесткость)), предоставляя возможность предварительного просмотра мазка кисти. Список можно растягивать, чтобы отображались все кисти, или уменьшать его размер и пользоваться полосами прокрутки для экономии рабочего пространства экрана.
На панели Options (Параметры) также задается режим смешивания (или режим наложения) Mode (Режим), определяющий взаимодействие кисти и части изображения, на котором применяется инструмент. Режимы наложения и понятие слоя подробно описаны в главе 6 «Работа со слоями». На рис. 4.9 показаны примеры использования разных режимов наложения.
Результаты применения режимов наложения для кисти абсолютно идентичны тем, которые получаются, если рисовать кистью в режиме Normal (Нормальный) на отдельном слое, к которому будут впоследствии применяться различные режимы наложения. Слой, на котором будет производиться рисование, должен при этом располагаться над слоем, содержащим изображение.
Регулировать прозрачность мазков, создаваемых кистью, можно, манипулируя движком Opacity (Непрозрачность) или вводя значения непосредственно в поле ввода на панели Options (Параметры).
Параметр Flow (Поток) позволяет имитировать наложение краски в процессе рисования кистью (рис. 4.10).
На панели Options (Параметры) для кисти присутствует режим Airbrush (Аэрограф), имитирующий рисование краской, распыляемой из пульверизатора (если нажать кнопку мыши и удерживать курсор на одном месте, будет происходить непрерывное добавление краски). Края линий, созданных в режиме аэрографа, более размыты, чем у линий, нарисованных обычной кистью.
Для инструментаPencil (Карандаш) последние два параметра на панели Options (Параметры) недоступны. Однако присутствует флажок Auto Erase (Автоматическое стирание), установка которого позволяет рисовать фоновым цветом вместо основного цвета в случае, если курсор находится над областью, окрашенной в основной цвет.
Как добавлять наборы и управлять отображением кистей
С помощью меню, вызываемого щелчком мыши на круглой кнопкев правом верхнем углу списка Brush (Кисть), можно настраивать вид и редактировать список доступных кистей, используя существующие наборы кистей.
Дополнительные наборы кистей позволяют создавать интересные эффекты. Например, применяя кисть в форме звезды, очень легко добавить в нужных местах «сверкание» или разбросать по изображению «снежинки», используя соответствующую кисть.
При выборе в списке набора кистей появляется окно сообщения (рис. 4.11), с помощью которого можно заменить выбранным набором уже имеющиеся в палитре кисти (нажав кнопку ОК) или добавить кисти, входящие в набор, к существующему списку доступных кистей (используя кнопку Append (Присоединить)).
Среди команд меню также присутствуют команды, позволяющие сохранять пользовательские наборы кистей (Save Brushes), загружать дополнительные наборы (Load Brushes), заменять существующий набор на выбранный (Replace Brushes) или возвращаться к набору по умолчанию (Reset Brushes) (рис. 4.12).
Кисти могут быть по-разному представлены в списке в зависимости от типа предварительного просмотра, выбранного в меню списка Brush (Кисть) (рис. 4.13):
Text Only (Толъко имена) – кисти будут представлены только своим названием (рис. 4.14);
Small Thumbnail (Маленькие миниатюры) – кисти отображаются в списке в качестве небольших пиктограмм (рис. 4.15);
Ш Large Thumbnail (Большие миниатюры) – кисти отображаются большими пиктограммами;
Small List (Маленькие миниатюры и имена) – список содержит небольшую пиктограмму кисти и ее название;
Large List (Большие миниатюры и имена) – в списке присутствует большая пиктограмма кисти и ее название (рис. 4.16);
Stroke Thumbnail (Миниатюра мазка) – в списке будут отображены пиктограмма кисти и образец применения кисти, как на рис. 4.17 (этот режим отображения выбран на рис. 4.8).
Как настроить кисть
Многие инструменты в Photoshop используют режим кисти в своей работе. Поэтому выполнение настроек формы кисти является важным фактором и должно осуществляться в зависимости от используемого инструмента и выполняемой задачи.
Управление многочисленными параметрами кистей можно выполнить при помощи панели Brushes (Кисти) (рис. 4.20), кнопка вызова которой расположена на панели Options (Параметры) рабочей области Photoshop. Быстрый вызов этой панели можно осуществить нажатием клавиши F5.
В левой части панели сгруппированы всевозможные настройки для кисти. Правая часть обычно отображает детали для выбранной настройки кисти, в нижней части окна осуществляется предварительный просмотр действия кисти с установленными параметрами (рис. 4.18).
Форма кисти
Пункт Brush Tip Shape (Форма кисти) дает возможность настроить основные параметры выбранной кисти.
Diameter (Диаметр) – задает диаметр кисти в пикселях. Значение можно устанавливать перемещением движка или вводить в поле (рис. 4.19).
Flip X, Flip Y (Зеркальное отображение) – позволяет зеркально отражать кисть по оси X или Y. На рис. 4.20 показана исходная кисть (а), отраженная по оси Y (б) и отраженная по обеим осям (в).
Angle (Угол) – задает угол наклона кисти для имитации каллиграфического письма (рис. 4.21). Этот параметр также можно установить интерактивно, перемещая с помощью мыши стрелку на круге рядом с полем Angle (см. рис. 4.18).
Ш Roundness (Форма) – задает отношение ширины формы кисти к ее толщине в процентном соотношении (рис. 4.22). Величина 100 % соответствует круглой форме кисти, а значение 0 % соответствуют плоской кисти. Промежуточные значения соответствуют эллиптической форме кисти.
Hardness (Жесткость) – определяет мягкость краев кисти (рис. 4.23). Абсолютно жесткая кисть имеет значение жесткости 100 %, абсолютно мягкая – 0 %.
Spacing (Разреженность) – определяет расстояние между отдельными мазками кисти в процессе рисования. По умолчанию задано значение 25 %, что дает сплошную непрерывную линию. Если увеличить это значение, то линия станет пунктирной (рис. 4.24). Если же снять флажок Spacing (Разреженность), то кисть станет чувствительной к скорости перемещения.
Примечание. Для некоторых видов кисти часть параметров может оказаться недоступной.
Мазок кисти
Photoshop позволяет настроить значительное количество дополнительных параметров для кисти. Далее коротко будут изложены возможности использования каждого из них:
Shape Dynamics (Изменение формы) – используется для настройки параметров изменения формы мазка (рис. 4.25);
Scattering (Рассеивание) – применяется для настройки рассеивания мазка (рис. 4.26);
Texture (Тгкстура) – служит для управления наложением текстуры на мазок кисти (рис. 4.27);
Dual Brush (Двойная кисть) – применяется для создания эффекта мазка, созданного двумя различными кистями (рис. 4.28);
Color Dynamics (Изменение цвета) – с помощью настроек данной группы можно управлять распределением краски относительно мазка. Хотя предсказуемый результат получить достаточно трудно, можно легко достичь интересных эффектов (рис. 4.29);
Other Dynamics (Прочие изменения) – позволяет настроить ослабление мазка, а также степень прерывистости его нанесения (рис. 4.30).
Примечание. Изменение данных настроек не отображается в нижней части окна панели Brushes (Кисти), в отличие от других настроек.
Помимо описанных групп параметров, можно включать дополнительные опции, расположенные в левой нижней части панели Brushes (Кисти):
Ш Noise (Шум) – добавляет шум по краям мазка;
Wet Edges (Влажные края) – создает эффект «мокрых краев» (рис. 4.31);
Airbrush (Аэрограф) – включает режим аэрографа аналогично использованию кнопкиAirbrush (Аэрограф) на панели Options (Параметры); Ш Smoothing (Сглаженность) – повышает гладкость мазка;
Protect Texture (Защитить текстуру) – служит для создания бесшовных текстурных узоров.
Как создать новую кисть
Photoshop позволяет создавать собственные кисти. В качестве кисти также можно использовать любое изображение или элемент изображения размером до 2500x2500 пикселей. Это может быть фотография, композиция или рисованная картинка.
Прежде всего следует выделить ту часть изображения, на основании которой будет создана кисть (рис. 4.32).
Примечание. Выделение можно выполнить, используя любой из инструментов выделения. Простейшее прямоугольное выделение можно выполнить при помощи инструментаRectangular Marquee (Прямоугольная выделенная область) (подробно об инструментах выделения рассказано в главе 5 «Выделенные области»). Для создания кисти с резко очерченными краями при создании выделенной области следует установить величину параметра Feather (Растушевка) равной 0.
Далее следует щелкнуть по пиктограмме создания новой кистив списке Brush (Кисть) на панели Options (Параметры) или выполнить команду меню списка New Brush Preset (Новая заготовка кисти). Кроме этого, можно воспользоваться командой Edit (Редактирование) \ Define Brush Preset (Определить кисть).
В результате будет открыто диалоговое окно Brush Name (Имя кисти), в котором следует задать имя для новой кисти (рис. 4.33).
По нажатию кнопки OK новая фигурная кисть будет добавлена в панель Brushes (Кисти) и автоматически выбрана в качестве кисти для инструмента Brush (Кисть). На рис. 4.34 показан оттиск, создаваемый кистью, и форма созданной кисти.
Группа инструментов Eraser (Ластик)
Инструменты группы Eraser (Ластик) предназначены для стирания областей изображения. Они заменяют пиксели изображения на прозрачные или, в некоторых случаях, на фоновый цвет.
Примечание. Если ластик применяется к слою, у которого защищены прозрачные области (при помощи кнопки, расположенной на панели Layers (Слои)), или к фоновому (Background) слою, то ластик вместо замены пикселей на прозрачные закрашивает пиксели цветом заднего плана (детальнее о слоях и их особенностях рассказано в главе 6 «Работа со слоями»).
Инструмент Eraser (Ластик)
ИнструментEraser (Ластик) может работать в трех режимах, выбор которых осуществляется в списке Mode (Режим) на панели Options (Параметры) (рис. 4.35):
Brush (Кисть) – в этом режиме для инструмента доступны все опции инструмента Brush (Кисть), о них шла речь в начале данной главы;
Pencil (Карандаш) – режим карандаша, в котором ластик принимает форму очень жесткой кисти (все настройки аналогичны одноименному инструменту);
Block (Блок) – этот режим специфичен для ластика. При его выборе ластик принимает форму квадратной кисти. Размер этой кисти зависит от масштаба изображения, а стираемая область в точности равна области, находящейся под курсором ластика. В этом режиме границы кисти абсолютно жесткие. Почти все настройки, присутствующие в предыдущих двух режимах, становятся недоступны.
ИнструментEraser (Ластик) также позволяет восстанавливать изображение до состояния (называемого моментальным снимком (Snapshot)), зафиксированного на панели History (История). Для использования данной возможности следует установить флажок Erase to History (Стирать до истории).
Инструмент Background Eraser (Фоновый ластик)
ИнструментBackground Eraser (Фоновый ластик) предназначен для стирания фона (фактически фонового цвета) изображения (рис. 4.36).
На панели Options (Параметры) данного инструмента доступны несколько опций, позволяющих выполнить его настройку (рис. 4.37).
В процессе работы инструментом удаляемый цвет отображается в качестве фонового цвета на панели Tools (Инструменты).
Доступными являются несколько способов для определения удаляемого цвета. Все они представлены соответствующими кнопками на панели Options (Параметры) (рис. 4.37):
Contiguous (Непрерывно) – выбор цвета осуществляется непрерывно в процессе движения курсора мыши (соответственно происходит стирание разных цветов);
Once (Однократно) – в данном режиме цвет определяется один раз при выполнении первого нажатия левой кнопки мыши и не изменяется до следующего нажатия;
Background Swatch (Образец фона) – стирание производится только для цвета, предварительно установленного в качестве фонового.
Среди параметров инструмента можно выбрать один из трех способов удаления цвета в списке Limits (Пределы): Ш Discontiguous (Все пиксели) – при выборе данного режима удаляться будут только те участки выбранного цвета, которые попадают в область под кистью ластика;
Contiguous (Смежные пикселы) – в данном режиме удаление будет производиться для всей области смежных прилегающих цветов;
Find Edges (Выделение краев) – режим аналогичен предыдущему, но большее внимание уделяется сохранению резкости краев объектов.
Значительное влияние для вышеописанных настроек имеет параметр Tolerance (Допуск), значение которого также указывается на панели Options (Параметры). Чем выше числовое значение данного параметра, тем большее количество цветов будут считаться смежными в процессе работы инструмента.
Среди параметров для работы инструмента также можно указать цвет, который не будет затронут ластиком в процессе стирания. Требуемый цвет следует выбрать в качестве основного цвета и на панели Options (Параметры) установить флажок Protect Foreground Color (Защитить основной цвет).
Инструмент Magic Eraser (Волшебный ластик)
ИнструментMagic Eraser (Волшебный ластик) предназначен для быстрого удаления близких по цвету пикселей изображения (рис. 4.38). По сути, инструмент является комбинацией двух действий – выделения при помощи инструмента Magic Wand (Волшебная кисть) (его возможности детально рассмотрены в следующей главе) и очистки выделенной области.
На панели Options (Параметры) можно установить несколько параметров (рис. 4.39):
Tolerance (Допуск) – аналогично предыдущему инструменту величина данного параметра указывает степень цветовой «смежности» для процесса удаления;
Anti-alias (Сглаживание) – установка флажка позволяет сгладить получаемые края;
Contiguous (Непрерывный) – при установленном флажке удалены будут только прилегающие цветовые области, соответствующие указанному диапазону;
Sample All Layers (Использовать все слои) – позволяет в процессе работы инструмента использовать цвета всех видимых слоев;
Opacity (Непрозрачность) – определяет степень непрозрачности получаемого результата.
Закрашивание области изображения
Закрашивание области означает заполнение цветом или шаблоном ограниченного пространства (выделенной области, слоя и т. д.). Photoshop позволяет выполнять заливку различными способами. К примеру, быстро выполнить заливку основным цветом можно при помощи комбинаций клавиш Alt+Backspace, а сочетание Ctrl+Backspace позволяет залить область фоновым цветом.
На панели Tools (Инструменты) для закрашивания областей предназначены инструменты Paint Bucket (Заливка) и Gradient (Градиент).
Инструмент Paint Bucket (Заливка)
ИнструментPaint Bucket (Заливка) позволяет залить часть изображения (выделенную область или слой), используя выбранный цвет или шаблон (повторяющийся рисунок). На панели Options (Параметры) инструмента можно выполнить некоторые настройки (рис. 4.40):
наполнение заливки (основной цвет (Foreground) или узор (Pattern)) можно выбрать при помощи раскрывающегося списка, расположенного рядом с изображением пиктограммы инструмента. При выборе текстуры (шаблона) находящийся рядом список позволит задать требуемый узор;
Mode (Режим) – предназначен для выбора режима наложения;
Opacity (Непрозрачность) – определяет степень прозрачности накладываемого цвета или шаблона;
Tolerance (Допуск) – задает диапазон цветовых значений пикселей, подвергающихся заливке. Чем меньше указанное значение, тем меньше используемый цветовой диапазон для отбора закрашиваемых пикселей;
Anti-alias (Сглаживание) – позволяет сгладить края заполняемой области;
Contiguous (Непрерывный) – используется для заполнения только смежных областей;
All Layers (Все слои) – позволяет выполнить заливку соответствующих пикселей на всех видимых слоях.
Примечание. Команда Edit (Правка) \ Fill (Заливка) аналогична инструменту Paint Bucket (Заливка) за исключением нескольких опций. С ее помощью можно выполнять заливку выделенной области, контура или слоя, выбирая наполнение, режим наложения и прозрачность в открываемом диалоговом окне.
Инструмент Gradient (Градиент)
ИнструментGradient (Градиент) предназначен для создания плавных переходов между несколькими цветами. Быстро активировать инструмент можно при помощи клавиши G.
Параметры инструмента Gradient (Градиент) похожи на параметры других инструментов. На панели Options (Параметры) (рис. 4.41), в частности, также можно выбирать градиенты из палитры заготовок, задавать непрозрачность (Opacity) и режим наложения (Mode).
Однако данный инструмент располагает еще несколькими специфическими свойствами. К ним относится вид градиентной заливки (выбирается на панели рядом с образцом градиента), который определяет способ заполнения (рис. 4.42), и несколько флажков:
Reverse (Обратный) – позволяет изменить направление заливки градиента на обратную;
Dither (Размытие) – позволяет создавать более сглаженные цветовые переходы;
Transparency (Прозрачность) – позволяет использовать прозрачность образца заливки (в противном случае прозрачные области будут заполнены цветом).
В правом верхнем углу палитры заготовок имеется кнопка вызова меню (рис. 4.41), содержащего команды создания новых градиентов, их сохранения и загрузки. Команды меню аналогичны командам, описанным выше для инструмента Brush (Кисть), и позволяют дополнять и сохранять наборы доступных градиентов, добавлять или заменять существующие наборы, а также использовать предустановленные наборы градиентов.
В нижней части меню расположен список наборов градиентов, поставляемых вместе с программой. Он содержит восемь наборов, подобранных по различным признакам – цветовым гармоникам, металлическим эффектам, имитации пастельных тонов, специальным эффектам и т. д. (рис. 4.43).
Как редактировать и создавать градиенты
Для редактирования существующих градиентов и создания новых используется диалоговое окно Gradient Editor (Редактор градиентов) (рис. 4.44), для вызова которого нужно один раз щелкнуть на текущем образце градиента на панели Options (Параметры).
Диалоговое окно включает в себя палитру градиентов и область редактирования градиента. Градиенты могут быть двух типов: Solid (Сплошной) и Noise (Шум). Тип градиента определяется при помощи раскрывающегося списка Gradient Туре (Тип градиента). В зависимости от выбранного типа градиента будут варьироваться доступные параметры для его изменения.
В область Presets (Заготовки) можно загрузить для использования и редактирования другие наборы градиентов при помощи кнопки Load (Загрузить) в правой части окна, а кнопка Save (Сохранить) позволяет сохранить все находящиеся в этой области градиенты в качестве нового набора градиентов.
Чтобы создать новый градиент, следует внести все необходимые изменения и воспользоваться кнопкой New (Новый). После этого новый градиент будет добавлен в палитру.
Solid (Сплошной) градиент
Для сплошных градиентов нижняя часть окна редактора градиентов будет выглядеть, как показано на рис. 4.45. Центральную часть занимает цветовая шкала градиента. Движки, расположенные над шкалой, предназначены для настройки прозрачности цветов градиента, а расположенные под шкалой– для редактирования цветов. Перемещая соответствующие движки, можно менять расположение и прозрачность цветов. Добавить новый движок можно, выполнив щелчок мышью над или под шкалой.
Чтобы назначить движку цвет, можно выполнить двойной щелчок мыши на движке цвета, а затем выбрать цвет в открывшемся диалоговом окне Color Picker (Выбор цвета). Для назначения цвета также можно выбрать соответствующий движок цвета в нижней части (щелчком мыши) и далее задать цвет, используя поле Color (Цвет) в нижней части окна (рис. 4.45).
Перемещать движки можно как с помощью мыши, так и вводя точные значения в процентах в поле Location (Положение). Крайнее правое положение движка соответствует величине 100 % (поля Location (Положение) для каждого типа движков свои). Перед вводом значений движок необходимо выделить.
Чтобы удалить какой-либо движок, нужно выделить его, а затем воспользоваться кнопкой Delete (Удалить) или перетащить движок на некоторое расстояние от полосы градиента.
При выделении движка по обеим сторонам от него появляются небольшие ромбики, которые определяют переход между соседними цветами (рис. 4.45). Перемещая их мышью или вводя значения в поле Location (Положение) (перед вводом значений ромбик необходимо выделить), можно сдвигать границу цветового перехода, а также делать ее плавной или резкой. В качестве 50 % при этом принимается положение, равноудаленное от соседних цветовых движков.
Noise (Шум) градиент
Градиенты данного типа состоят из случайно распределенных цветов указанного диапазона. Диапазон указывается в области Color Mode (Цветовая модель) и может быть дополнительно ограничен расположенными ниже движками (рис. 4.46). Параметр Roughness (Резкость) задает степень резкости границ между цветовыми переходами.
Для градиента можно установить ограничение по используемым цветам при помощи флажка Restrict Colors (Ограничить цвета), а также добавить прозрачности, установив флажок Add Transparency (Добавить прозрачность) (рис. 4.46).
Кнопка Randomize (Случайный) предназначена для формирования случайного градиента с указанными параметрами.