В. П. Городнов. Апартхейд – тупиковый исторический эксперимент
История южноафриканского апартхейда, хотя с ними было покончено в конце прошлого XX в., заслуживает пристального внимания до сих пор. Проблемы межрасовых отношений вызывают все большую тревогу в странах всего мира, и особенно в европейских.
В XX в. в Южной Африке был проведен своеобразный эксперимент решения проблемы межрасовых отношений. Его историческая ценность заключается в том, что этот эксперимент, во-первых, был доведен до конца, и, во-вторых, дал результат, причем результат бесспорно отрицательный. Белые южноафриканцы, в основном африканеры (в прошлом – буры), пытались методами сегрегации и дискриминации, а это и является сущностью апартхейда, закрепить свое господство над черными южноафриканцами. И не удалось. Их намерения и планы провалились, все усилия завели в тупик. Это было признано самими инициаторами и созидателями апартхейда, и в конце XX в. им пришлось демонтировать эту систему.
Попытка, которую назвал экспериментом сам премьер-министр ЮАС Д. Малан, решить проблему межрасовых отношений в Южной Африке с помощью апартхейда может стать поучительным примером для тех стран, где возникают схожие проблемы. Еще в декабре 1984 г. архиепископ Кейптауна Десмонд Туту, получая в Стокгольме Нобелевскую премию мира, сказал: «Южная Африка – это микрокосмос мира и пример того, что можно найти в разной степени и в других странах».[133]
О южноафриканском апартхейде написано множество книг и статей, принято немало резолюций в ООН, ОАЕ, на международных конференциях; есть много документов, связанных как с создателями апартхейда, так и с борцами против него. Казалось бы, всем все ясно. И тем не менее есть кое-что малоизвестное и к тому же достаточно важное в наше время, когда проблемы межрасовых, межэтнических и межнациональных отношений приобрели глобальный характер. Вероятно, именно это подразумевал Д. Туту, когда сказал, что и в других странах можно найти в разной степени то, что происходило в Южной Африке во времена апартхейда. Так что и в начале XXI в., когда южноафриканского апартхейда уже нет, стоит ознакомиться с его корнями, истоками, ступенями развития и, наконец, с финалом этого расистского эксперимента. Это поможет вовремя избежать или предотвратить появление новых «апартхейдов».
Истоки и корни апартхейда
Корни апартхейда появились и начали разрастаться в начале XX в. Потенциал же расистской идеологии у европейских колонистов был и раньше, но долгое время он так и оставался потенциалом. Белые поселенцы воспринимали черных туземцев в основном как послушных слуг и дешевую рабочую силу на принадлежащих им плантациях. Сначала, в середине XVII в., белыми поселенцами были в основном голландцы (буры), потом к ним присоединились французские протестанты. Себя они считали высшей расой по сравнению с черными африканцами. У них была своя культура, религия, представленная Голландской реформатской церковью, сложился свой новый язык – африкаанс, себя они стали называть африканерами.
Все это привело к замене голландского национализма африканерским национализмом с заметным оттенком расизма. Но со временем стало меняться и это положение.
Англо-бурская война 1899–1902 гг. вызвала всплеск африканерского национализма, тем более что британские войска захватили Оранжевое Свободное государство и Трансвааль. Однако по завершении войны в результате переговоров враждовавших сторон был достигнут компромисс. Вся страна стала Южно-Африканским Союзом (ЮАС) со статусом доминиона в Британской империи, а бурские республики получили самоуправление (1910 г.). Вскоре такой же статус прибрели и две остальные колонии – Капская и Наталь (бывший Зулуленд). В бывших колониальных провинциях появились конституции, правительства, избирательные системы и другие элементы демократической структуры. Изменился и африканерский национализм, ставший фактически государственной идеологией. Национализм сомкнулся с расизмом, который был уже не потенциалом, а реальной и действующей идеологией пришедших к власти африканеров. Теперь все и de jure, и de facto принадлежало белым: власть, политические права, избирательное право. В Акте о Южной Африке, вступившем в силу в 1910 г., и в последовавших за ним других законодательных актах парламента ЮАС было закреплено полное политическое бесправие черных южноафриканцев. Аналогичные порядки были закреплены и в конституциях самоуправляющихся провинций. Так, в конституции Трансвааля, например, было прямо записано, что церковь и государство не могут признать равенство между белым южноафриканцем и черным южноафриканцем. Расовая сегрегация стала законом.
Еще большее значение имел для дальнейшей сегрегации и дискриминации черных южноафриканцев Закон о земле 1913 г. Почти вся территория страны была отдана белым южноафриканцам или забронирована за ними. Черным же было оставлено менее 10 % земли для ведения самостоятельного хозяйства. Так осуществлялась легализация сегрегационных мер, которые, наряду с дискриминационными, стали основой апартхейда.
Социальные и политические перемены в начале XX в. происходили не только в «лагере белых». Изменялось и общество черных южноафриканцев. Рабство и колониализм уходили в прошлое. Распространялась грамотность. Появилась прослойка интеллигенции, формировалось самосознание людей, появились политические организации, выдвигались лидеры сопротивления дискриминационным действиям со стороны белых, захвативших власть, землю и объявивших себя высшей расой.
Среди африканских общественных и политических деятелей первых десятилетий XX в. выделялся зулус Пиксли Ка Исаака Семе. Еще в 1906 г., будучи студентом Колумбийского университета в США, он заявил: «Я африканец и горжусь своей расой наперекор широко распространенному мнению о нас… Если бы вы могли прочесть приходящие к нам письма из Зулуленда, вы бы убедились, что возвышение африканской расы неотделимо от нового порядка вещей, который приходит с новым и могущественным веянием времени. Главная движущая сила, которая гарантирует возрождение африканских народов, – пробуждение расового самосознания».[134]
Именно П. Семе инициировал создание организации африканцев в масштабе всего нового государства – ЮАС. 8 января 1912 г. был образован Южноафриканский Туземный Национальный Конгресс, переименованный в 1925 г. в Африканский национальный конгресс (АНК). В программном документе этой организации говорилось, что Конгресс борется против расизма, за ликвидацию цветного барьера и стремится к повышению морального, духовного, интеллектуального и материального, социального и политического уровня черной расы. Этот период политических и социальных сдвигов подробно описал и глубоко исследовал А. Б. Давидсон в книге «Южная Африка: становление сил протеста». Все эти перемены в африканском обществе не могли не встревожить бывших рабовладельцев, которые стали в ЮАС не только общественными, но и государственными деятелями. Африканерский национализм прошлых веков стал превращаться в расистскую идеологию африканеров. Начинался путь к расистской системе и политике апартхейда.
Одна из причин носила экономический характер и была связана с открытием богатейших месторождений драгоценных металлов и камней, но корни южноафриканского расизма нужно искать в африканерском национализме, в его стремлении обеспечить выживание африканерской нации. Корни кроются и в ортодоксальном неокальвинизме Голландской реформатской церкви, ставшей в первой половине XX в. мощным инструментом установления африканерского господства в Южной Африке и главным источником идей апартхейда.
Кроме политических и экономических факторов, стимулировавших переход от национализма к расизму, большую роль сыграл религиозный фактор. В зарубежной литературе об апартхейде пишут о религии и различных конфессиях и церквях мало, как бы мимоходом. В российских же публикациях на эту тему есть заслуживающая внимания книга В. И. Тихомирова «Церковь и политическая борьба в Южной Африке». В этой книге автор, используя обильный документальный материал, показал воздействие религиозного фактора в появлении, а затем и исчезновении апартхейда в Южной Африке.
Религиозный фактор в данном случае проявился как в активной деятельности голландских реформатских церквей, так и «в самой религиозности африканеров, их жестком кальвинизме, в приверженности не только духу, но и букве Библии. В этом они видели оправдание расовой сегрегации, а потом и апартхейду. Африканерские националисты видели в Библии предназначение, чтобы все жили розно, по отдельности, не смешиваясь друг с другом».[135]
Такого же мнения придерживался южноафриканский историк Сал Дабау: «Одной из коренных идей африканерского национализма стало утверждение, что апартхейд ниспослан небесами. Бог был “Великим разделителем”. Разделение наций и этнических групп было частью божественного плана для нашего мира, и поэтому с волей Божьей согласно то, что нации и этнические группы принадлежат к своим собственным отдельным территориям и сохраняют свои культуры, языки и политические системы».[136]
Деятельность Голландской реформатской церкви (НГК) была особенно многогранной. В 1918 г. пасторы-реформаты приняли самое активное участие в создании тайного националистического общества «Африканер Брудербонд» («Африканерский Союз братьев»), целью которого было развитие национального самосознания буров и борьба с «либеральными тенденциями» стирания национальных различий. Первым президентом Брудербонда стал пастор НГК Й. Ф. Науде. О размахе деятельности этой расистской организации можно судить по росту численности ее «братьев». В 1925 г. их было полторы сотни, а в 1977 г. Брудербонд уже располагал 810 отделениями по всей стране с общим числом членов 12 тыс. Усилия церкви и Брудербонда дополняли друг друга, оказывая огромное влияние на развитие африканерского национализма и способствуя перерастанию его в апартхейд.[137]
Впервые взгляды идеологов Брудербонда на отношения между белыми африканерами и черными африканцами были выражены в 1933 г. В секретном циркуляре, распространенном тогда среди членов этой организации, говорилось: «Тотальная сегрегация должна быть не только целью, но и безотлагательной практической политикой государства. Необходимо любой ценой приобрести и отделить подходящие и соответствующие районы для проживания там семей туземцев, которые в настоящее время находятся на фермах или в меньших по площадям резерватах. Необходимо предоставить условия для сосредоточения различных племен в отделенных друг от друга районах. <…> Те туземцы, которые не смогут переехать в резерваты, должны размещаться на специально выделенных участках, где им не будут предоставляться никакие политические права на владение собственностью, так как они будут рассматриваться как временные жители белых районов, проживающие в них по собственному выбору и ради собственной выгоды».[138] В дальнейшем на фольксконгрессах, проводимых совместно Брудебондом, НГК и Федерацией африканерских культурных ассоциаций (ФАК), обсуждались проблемы расовой сегрегации. Так, в 1947 г. на очередном фольксконгрессе предлагалось следующее решение: «Идеальным решением южноафриканских проблем, по мнению конгресса, должно стать полное разделение белой и небелой групп в территориальном, экономическом и политическом плане».[139]
На протяжении первой половины XX в. реформатские церкви сконцентрировали свою деятельность в сфере образования. Была разработана общая концепция под названием «теория христианско-национального образования». Термин «христианский» подразумевал национализм, «основанный на Священном Писании и сформулированный в догматах трех африканерских церквей».[140]
«Национальный» принцип, по утверждению теологов, должен находиться под опекой «христианского» принципа.[141] Библия должна стать основным предметом изучения в школах. В специально изданной брошюре по вопросам образования говорилось, что Господь «пожелал разделить нации и народы и наделил каждый народ своим призванием, задачами и способностями. Авторы брошюры особо подчеркивали, что образование должно быть нацелено на становление мироздания молодежи».[142]
Нельзя не согласиться с мнением В. И. Тихомирова, что особенностью доктрины «христианского национализма», явившейся одним из истоков апартхейда, стало смешение в ней религии и политики. Прав он и в том, что реформатские церкви в ЮАС сыграли одну из главных ролей в формировании националистически-расистской психологии белого населения, особенно африканеров. Обоснован и его главный вывод: реформатские церкви вместе с Националистической партией несут главную ответственность за разработку политики апартхейда и ее последствия.[143] К этому можно добавить, что церкви, особенно НГК, в своей деятельности нередко опережали политических деятелей в их продвижении к системе апартхейда и соответственно к политике сегрегации и дискриминации небелого населения. Более того, начиная с 1932 г. НГК стала регулярно посылать к правительству синодальные делегации с петициями, в которых требовала осуществления предложений депутатов-националистов относительно создания системы апартхейда.[144]
Наиболее действенным в создании системы апартхейда был фактор религиозно-теологический. Это проявилось в действиях Голландской реформатской церкви и близких к ней других африканерских церквей. Они сформулировали и создали с помощью теологов-кальвинистов «христианский национализм», ставший предшественником теории апартхейда. Не будет преувеличением сказать, что национализм, постепенно и скрытно превращавшийся в расизм, был основным истоком апартхейда. Более того, реформатские священнослужители, сыгравшие ведущую роль в этой эволюции, свели воедино все факторы.
Разработка грядущей системы апартхейда шла в 1930–1940-х годах не только в религиозной и политических сферах. Этим занимались и представители научной элиты – историки, социологи, философы. В 1935 г. группа националистически настроенных ученых основала Африканское бюро по изучению расовых отношений (АБРС). В 1937 г. в АБРС был впервые применен термин «апартхейд» в качестве синонима понятия «расовая сегрегация». Для разработки теории расовой сегрегации большое значение имела книга профессора социологии Преторийского университета Г. Кронье «Дом для потомства», опубликованная в 1945 г. Южноафриканский историк В. А. де Клерк отмечал: «Самое удивительное заключается в том, что эта книга в своем роде оказалась наброском будущей системы. Г. Кронье утверждал, что, проводя политику сохранения расовых и культурных различий, африканеры исполняют “волю бога”. Г. Кронье предложил создать систему полного разделения проживавших в стране расово-этнических и национальных групп, чтобы африканеры таким образом смогли остаться “чистыми” в расовом отношении. Он настаивал на немедленном введении системы раздельного проживания в городах и на роспуске межрасовых политических организаций и смешанных профсоюзов. Основой концепции Кронье было тотальное разделение, включая разделение территориальное».[145] В 1947 г. появляется другая работа Кронье, в которой делается попытка доказать преимущество «раздельного развития рас». Существо расовой проблемы, – пишет Г. Кронье, – состоит прежде всего в том, что контакты между расами привели к расовому смешению и что расовый конфликт здесь возник как следствие господства белых». Господство белых, по его словам, обусловлено их более высокой степенью развития.[146]
Анализ событий, происходивших в Южной Африке и имевших прямое отношение к расовым и национальным проблемам, дает возможность определить корни и истоки апартхейда, а также степень воздействия тех факторов, которые способствовали появлению системы апартхейда. Это может помочь в выявлении признаков перехода от национализма к расизму в той или иной степени и в других странах. Как раз об этом и предупреждал еще в 1984 г. Д. Туту.
Можно сделать вывод, что основными истоками и корнями апартхейда были прежде всего экстремистская идеология национализма и политика сегрегации со стороны господствующей белой расы, а также последовавшие за ними дискриминация и угнетение людей черной расы. К этому следует добавить, что доминировавшие силы белых африканеров начисто отрицали возможность интеграции и ассимиляции людей различных рас и этнических групп.
Появлению апартхейда способствовал в значительной мере политический фактор. В руки белых африканеров переходила политическая власть, а небелое население, в первую очередь черные южноафриканцы, лишалось или ограничивалось в политических и гражданских правах. Им отводилась участь жителей второго сорта.
В 1914 г. Дж. Б. Херцог (Герцог) и его сторонники – активные националисты – образовали Националистическую партию (НП), ставшую политической организацией африканерского национализма. Апогеем национализма стал 1938 г., когда отмечалось столетие Великого трека африканеров. Тогда Дж. Б. Херцог стал уже премьер-министром, а Д. Ф. Малан, лидер крайне правого крыла националистов, выражая свою позицию по поводу межрасовых отношений в Южной Африке, совершенно определенно заявил, что истинная религия, нефальсифицированная свобода и полное сохранение белой расы и цивилизации являются жизненно необходимыми условиями для существования нашего народа (африканеров. – В. Г.). Именно Малан, заняв в 1948 г. пост премьер-министра, сразу же провозгласил апартхейд государственной политикой.
Еще в предвыборном манифесте НП 1947 г. (Race Relations Policy of National Party), содержавшем призыв к белым избирателям голосовать за «принцип апартхейда», было провозглашено:
«В нашей стране должна проводиться политика поощрения полного апартхейда как конечной цели естественного процесса раздельного развития. Апартхейд – это политика, которая поставила своей целью сохранение и защиту расовой идентичности белого населения страны и в то же время сохранение и защиту идентичности туземных народов как отдельных расовых групп с возможностями развиваться в самоуправляемые национальные общности. <…> В общих чертах наша политика предусматривает сегрегацию наиболее крупных этнических групп и подгрупп по их собственным районам, где каждая группа сможет развиваться в самодостаточную единицу. В качестве общего принципа мы отстаиваем территориальную сегрегацию банту и белых. В городах к банту следует относиться как к мигрантам, которые не могут претендовать на такие же политические и социальные права, что и белые».[147] В итоге в 1948 г. НП снова пришла к власти, на сей раз уже под флагом апартхейда.
Апартхейд действует
Начался период апартхейда, который можно считать экспериментом решения проблемы межрасовых отношений. И не только в Южной Африке, поскольку эта проблема становится глобальной.
НП первым делом полностью лишила избирательных прав всех небелых южноафриканцев, завершив тем самым расово-сегрегационную политику в сфере гражданских прав. Конституционное большинство НП в парламенте обеспечивалось всего лишь пятью голосами, так что для сохранения власти партии нужны были прежде всего голоса белых рабочих и совсем не нужны голоса черных южноафриканцев в последующих избирательных кампаниях. Так открылись широкие законодательные возможности для создания системы апартхейда.
Первым шагом в этом направлении была самая массовая сегрегационная операция – бантустанизация. Черных южноафриканцев назвали «банту»; резерваты, отведенные для их проживания, стали бантустанами, хотя власти называли их «хоумлендами». Сначала таких «национальных отечеств» было восемь, потом добавили еще два. Разделение страны на бантустаны проводилось на основе этнического и культурного различия. Управлялись бантустаны уже не традиционными племенными вождями, избираемыми жителями или получавшими власть по наследству, как это было в прошлом, а «вождями», назначаемыми правительством. Для полного контроля над «самоуправляемыми» хоумлендами в правительстве было создано министерство по делам банту во главе с Хендриком Фервурдом, одним из самых ярых сторонников африканерского национализма и расовой сегрегации. В 1958 г. он занял пост премьер-министра, т. е. стал руководителем всей системы апартхейда. Министр иностранных дел ЮАС Э. Лоу заявил (5 сентября 1959 г.): «Мы намерены предоставить самоуправление этническим группам черной расы… Их земли резервированы, и они станут негритянскими государствами. Поступая таким образом, мы намерены содействовать эволюции черного населения ЮАС, которое развивается в том же направлении, как и население других районов Африки…». В ответ на это Африканский национальный конгресс (АНК) провозгласил: «Конгресс отвергает концепцию создания национальных отечеств для африканцев на каких-либо произвольно ограниченных территориях. Африканцы – это автохтонные жители страны, имеющие неоспоримое право на всю Южную Африку».[148]
Чтобы как-то замаскировать всеохватывающую и жесткую расовую и этническую сегрегацию, бантустанам обещали, кроме «сохранения и защиты чистоты туземных народов», постепенный переход от введенного «самоуправления» к независимости. И действительно, через двадцать пять лет правительство объявило бантустан Транскей «независимым», однако оставило за собой полный политический и экономический контроль над «независимым» хоумлендом. Основным источником доходов населения по-прежнему оставалось массовое отходничество на заработки в «белые» районы. Зато была заведена «своя армия», правда, командовали в ней белые офицеры. Несколькими годами позднее такую же «независимость» обрели еще три бантустана.
Конец ознакомительного фрагмента.